Московская высшая школа социальных и экономических наук

Образование, научная деятельность, магистратура
Текущее время: 27-04, 03:42

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 13-04, 19:41 
Не в сети

Зарегистрирован: 13-04, 19:04
Сообщения: 40
Пустарнакова Анна Александровна (Самарский государственный университет)

Секция 2 Методология изучения социальной реальности

Визуализация этнических «Других» в городском пространстве

Повседневность современного горожанина ярка и многообразна благодаря присутствию в ней различных «Других». Эти «Другие» дискурсивно производятся, и визуальный дискурс становится не менее важен, чем языковой, а иногда он даже выходит на первый план, что происходит, например, с этническими «Другими». Визуализированный этнический «Другой» является частью нашей повседневности, маркируя окружающие городские пространства, о чем свидетельствуют широко распространенные этнические рестораны и кафе. Последние являются наиболее значимыми агентами в процессе поддержания и представления символической, «воображаемой» этничности и относятся к одному из самых распространенных в мире типов производителей «ethnic goods», которые делают этничность «видимой» для «других» .
Данный текст будет посвящен рассмотрению этнических ресторанов и кафе, где на примере Самары мы выделим их типы, опишем средства визуализации и практики репрезентации этнических «Других». Дискурсивные практики производства и репрезентации этнических «Других»Независимо от того, о каком виде дискурса, производящем этнического «Другого», пишут ученые, текстовом или визуальном, они, по сути, ищут ответы на три ключевых вопроса: какой «Другой» конструируется, каковы цели его производства, и с помощью каких средств он создается.
Начиная с работ М. Фуко (M. Foucault) , а далее Э. Саида (E. Said) , Ф. Фанона (F. Fanon) , Х. Бабы (H.Bhabha) , становится очевидным, что «Другой» не возникает сам по себе, а производится с помощью «текстового дискурса», благодаря высказываниям, нарративам, текстам, повествованиям, образующимся по определенным правилам, зависящим от говорящего или пишущего.
Тема конструирования «Другого» не менее значима и для современных исследователей, указывающих, что, после произошедшего «визуального поворота», появляется «новая», видимая реальность, а также «новый субъект», идентичность которого формируется в окружающем визуальном поле «посредством Интернета, просмотра глянцевых журналов, телевидения, репрессивного визуального присутствия Макдоналдсов, удовлетворения своих потребительских желаний в момент беглого осмотра красочных витрин универсальных магазинов и бутиков» .
«Другой» сегодня становится «ближе», это уже не колониальный, часто враждебный «Другой», не «африканец или азиат» (как у Э. Саида), а близкорасположенный этнический «Другой», географически являющийся частью Европы. Такими «Другими», по мнению С. Жижека, оказываются балканские народы, «экзотической органичностью» которых мы начинаем восхищаться. Именно потребность в подобной «другости», необычности определяет успех на Западе фильмов Э. Кустурицы , на примере которых видно, что этнический «Другой» все более активно конструируется и репрезентируется с помощью визуальных текстов.
Реальность этнического «Другого» - это реальность репрезентации. Он существует в дискурсе и вплетен в городской текст, примером чему служат этнические рестораны и кафе. Визуальные знаки и символы создают социальную ткань этничности, которая становится видимой на улицах города, за счет этого городское пространство приобретает «множественность» и разнообразие. (Э. Соя (E. Soja) .
Этнические рестораны и кафе: а есть ли там этнический «Другой»?
Е. Климюк, О. Голованова, пишут, что «ресторан с этнической кухней – это крошечный анклав в центре города», где можно «познакомиться с другой культурой», «с традициями других народов», «увидеть других» . Так ли это на самом деле? Какой «Другой» в них визуализируется? «Продается» ли в этих пространствах этнический «Другой», или так нам только кажется?
Для того чтобы выяснить, какие этнические «Другие» репрезентируются в городском пространстве, мы обратились к исследованию этнических ресторанов и кафе. Объектами нашего исследования являются только те самарские рестораны и кафе, у создателей которых есть возможность влиять на ресторанные концепции, это исключительно местные «продукты». С помощью глубинных интервью с рестораторами и посетителями, включенных наблюдений и фотографии, были выделены три типа этнических ресторанов и кафе, различающихся способами производства этнической «другости».
Во-первых, это рестораны и кафе, рассчитанные на массового потребителя, находящиеся в «видимом центре» («Жили-Были», «Бухара»). Этнический «Другой» в них репрезентируется с помощью различных визуальных средств, яркого и броского внешнего оформления и внутреннего интерьера, но «этничность» здесь сочетается с другими параметрами и не является единственным, что привлекает клиентов. Многие информанты указывают на функциональное потребление (посещение таких этнических ресторанов), например, посещать их можно из-за привлекательности цен, меню, удобства его месторасположения и т.д.
Рестораны и кафе «2-го типа» имеют богатый внутренний «этнический» антураж, располагаются в центре, но с улицы мало заметны, рассчитанные на «состоятельную публику» («Марракеш», «Восточный квартал»). Их можно «найти» благодаря целой системе опознавательных знаков, специальных символов, отсылающих к ним, - это рекламные объявления, афиши, сообщающие о выступлении специально приглашенного в ресторан гостя, визитки, стрелочки-указатели и др. Клиентами являются в основном «состоятельные» горожане, которых привлекает не «истинная» (аутентичная) этничность, а «переделанная» с учетом их потребностей. Приходя в такие рестораны, посетители «развлекаются, отвлекаются от повседневной суеты, приобщаются к истории, традициям разных народов».
Рестораны и кафе «3-го типа» предназначены в первую очередь для «этнических» «своих» (чаще всего мигрантов) и находятся на окраинах или в отдаленных, «малозаметных» городских пространствах («Ацатун», «Анталия»). В таких местах посетителей привлекают не за счет богатой «этнической» обстановки, широкого использования визуальных средств, а за счет кухни и круга общения; здесь «этническая культура» практически не визуализируется.
Резюмируя вышесказанное, еще раз подчеркнем, что этнический ресторан или кафе – это часть городского пространства, обладающая своими характерными особенностями, которые можно, прежде всего «увидеть». Все такие пространства неодинаковы и различаются не только «видом» предлагаемой «этничности», но и расположением в городе и способами визуализации этнических «Других».


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by Forumenko © 2006–2014
Русская поддержка phpBB