Московская высшая школа социальных и экономических наук

Образование, научная деятельность, магистратура
Текущее время: 20-04, 16:09

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 13-04, 19:51 
Не в сети

Зарегистрирован: 13-04, 19:04
Сообщения: 40
Борисенкова Анна (Государственный Университет - Высшая школа Экономики)

Секция «Методология изучения социальной реальности» (на базе факультета социологии и политологии)

К проблеме герменевтического измерения социологического исследования

Возможно ли использование методов герменевтики в социологическом исследовании? Под герменевтикой мы (вслед за П. Рикером) подразумеваем теорию и методологию интерпретации смыслов текста .
На первый взгляд, положительный ответ очевиден. Интерпретация классических текстов (экзегеза) со времен античности является одним из основных философских методов познания. Социолог, обращающийся к работам классиков, сравнивающий и противопоставляющий теоретические позиции, по-новому истолковывающий рассуждения известных социальных ученых, ищущий в текстах пути решения социологических проблем, в малой степени отличается от искушенного интерпретатора. Тем не менее,
Среди социальных ученых существует мнение, согласно которому постоянное возвращение к классическим работам отрицательно сказывается на производстве научного знания. Толкование уже однажды сказанного отвлекает ученого от эмпирических исследований, открытия новых свойств социальной реальности. Так, Р. Мертон, следуя известной максиме А.Н. Уайтхеда («…наука, не забывшая своих классиков, – бесплодна»), предостерегает социологов от «исторической систематики» .
Более того, с точки зрения сторонников позитивистской социологии герменевтика вовсе не является научной исследовательской программой. Согласно Ю. Хабермасу (рассуждающему о возможностях герменевтического измерения социальных исследований), основным поводом для таких представлений стало принципиальное различение научного метода и герменевтического способа поиска истины, предложенное представителем герменевтики Г.-Г. Гадамером. «Гадамер понимает ''метод'' как нечто противоположное истине; истины можно достичь только благодаря отработанной и продуманной практике понимания. Как деятельность, герменевтика является в лучшем случае искусством, но никак не методом – в отношении науки это взрывная сила, которая разрушает любой систематический подход» . В связи с этим (возможно, в связи с целым рядом причин), социологи отмечают весьма умеренное влияние теории интерпретации на реальную исследовательскую практику .
В частности, примером скептического отношения к герменевтическим методам среди социологов может послужить любопытная дискуссия, состоявшаяся между членами Диссертационного Совета во время недавней защиты кандидатской диссертации (по специальности «22.00.01»). Предметом обсуждения стал указанный диссертантом в качестве основного метода исследования анализ теоретических источников. По мнению некоторых известных российских социологов, анализ теоретических источников не может рассматриваться в качестве полноценного метода научного исследования.
Пожалуй, серьезным аргументом против утверждения родства социологии и герменевтики является то, что текст как таковой не является предметом социологического изучения. Тексты, согласно Г.С. Батыгину, – это единицы социологического исследования. В детских сказках, рекламных сюжетах, газетных заголовках, письмах и дневниках содержится социологически значимая информация (об организации повседневной жизни, социальных группах и их интересах и т. д.), которую ученый-социолог выявляет посредством контент-анализа или семантического дифференциала. При этом, композиция, «грамматика» текста, всевозможные проявления текстуальной реальности выносятся за скобки. Для герменевтики, напротив, текст – это не форма, наполненная интересующей интерпретатора информацией, а предмет исследования, содержащий напряжение и проблему.
Следует ли из этого, что социология не использует и, более того, не нуждается в применении интерпретативных приемов? Данный вопрос можно было бы считать закрытым, если бы не теория, открывающая новые перспективы изучения связи социологии и герменевтики. Подход к исследованию данной проблемы принадлежит представителю социальной герменевтики П. Рикеру.
Основная идея П. Рикера заключается в том, что социальная наука приобретает герменевтическое измерение, поскольку предмет ее исследования обладает чертами текста. Действие, согласно Рикеру (использующему ресурсы теории речевых актов и поствитгенштейнианской философии), имеет те же характеристики, что и письменный текст. Во-первых, оно «объективируется». Имеется в виду, что действие, оказавшись предметом научного исследования, выхватывается из контекста живого взаимодействия, сохраняя смысл (аналогично дискурсу, который, становясь письменным, выхватывается из ситуации речевого взаимодействия и «объективируется на бумаге»). Во-вторых, свершившееся действие «автономизируется», то есть отделяется от производящего его субъекта. Предполагается, что действие совершается не в вакууме; другие люди, наблюдая за происходящим, наделяют его определенным смыслом, порой отличающимся от смысла, полагаемого самим субъектом. Кроме того, действие имеет последствия, часто не зависящие от намерений совершающего. Данные характеристики действия Рикер определяет как его социальное измерение. (Подобным образом текст «отчуждается» от своего автора и становится автономным смысловым единством). И, наконец, действие, наделенное смыслом, по мнению Рикеру, утрачивает пространственно-темпоральные характеристики и связь с ситуацией «здесь и сейчас» и может быть перенесено в другие контексты. Одна из основных черт текста также заключается в отсутствии привязанности к ситуации его написания, (дискурс объективируется, сохраняет смысл и утрачивает пространственно-временные черты).
Модель действия как текста, предложенная Рикером, кажется весьма спорной, в частности, в том, что она игнорирует пространственно-временные характеристики действия, оставляя в фокусе внимания лишь его смысл. Однако теория Рикера может оказаться весьма продуктивной. Во-первых, она привносит новую семиотическую логику в социологические рассуждения. Во-вторых, признавая текстуальные черты действия, мы, тем самым, согласно П. Рикеру, получаем возможность использования герменевтических методов в социологических исследованиях. Теперь социолог истолковывает смыслы действий подобно интерпретатору, работающему с текстами, используя приемы герменевтического круга и применяя герменевтические методы проверки гипотез. Хотя данной теории действия предстоит выдержать немало критических замечаний, она претендует на своеобразный синтез методов истолкования текстов и социологического анализа действия. На наш взгляд, в этом синтезе могут быть заложены многообещающие перспективы.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by Forumenko © 2006–2014
Русская поддержка phpBB