Московская высшая школа социальных и экономических наук

Образование, научная деятельность, магистратура
Текущее время: 25-04, 19:40

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 13-04, 20:06 
Не в сети

Зарегистрирован: 13-04, 19:04
Сообщения: 40
Ледяева Ирина (Самарский государственный университет)

Политические нарративы в дискурсивном пространстве современной России.

Представление о толерантности в российских СМИ: дискурс-анализ фотоматериалов журналов.

Целью данной работы является описание представлений о толерантности в российских журналах («Огонек» и «Русский Newsweek»). В настоящее время привычным стало понятие «война цивилизаций», что не может не ставить вопрос о толерантном отношении между людьми, социальными стратами, нациями, странами, etc. Всемирный процесс глобализации предполагает большое количество взаимодействий с различными людьми и странами. И когда повсеместно утверждается, что России движется в сторону демократии, тем самым автоматически встает вопрос о ценностях и обязанностях, которые приносит принятие данного режима. Таким образом, можно говорить об актуальности проблемы толерантности и её исследовании. Для решения поставленной задачи я считаю адекватным использовать метод дискурс-анализа. В своем исследовании я опираюсь на критический дискурс-анализ Ван Дейка как разработчика данного метода применительно к не-языковым наукам. Для стратегического ДА (его я и использую) характерно использование нескольких стратегий – стратегия локальной когерентности (связность эпизодов текста), макростратегии (по-строение макроструктуры текста, который включает в себя связь эпизодов с общим топиком текста), схематические стратегии (суперструктура текста – «схема» текста), стилевые и др. Также стратегия дискурс-анализа предполагает учет ситуационной модели, то есть связь текста и фактов действительности [1]. Фотография, как элемент теста, дополняющий его и в то же время нагружающий текст дополнительным значением, также может являться объектом анализа. При анализе фотографии я использую положения Р. Барта, адаптированные для исследования – это использование трехуровнего значения фотографии. Фотография на первом уровне представляет собой икону = означающее, знак – второй уровень – определенные коннотативные значения, личные ассоциации, символ – 3й уровень – мифологическая составляющая, которая организуется фотографом, фактами мира, идеоло-гией, самим человеком [2]. То есть символ – производящий культурные значения знак. Также дискурс-анализ предполагает, помимо анализа ситуации (контекста производства дискурса), событий вне текста, также необходим анализ социальных агентов и процессов, которые производят рассматриваемый дискурс [3].
Выборка журналов. В условиях ориентации официального курса на демократический режим теоретически Россия должна принимать и ценности, которые этот режим привносит, в т.ч. и ценности толерантности. «Русский Newsweek» является русским вариантом американского «Newsweek», то есть он будет сделан в традициях американской демократии и её ценностей - прозападный журнал. «Огонек» же является российским журналом, не имеет учредителей за пределами России. Эти два журнала возможно сравнить, поскольку оба являются общественно-политическими, иллюстрированными, с общим тиражом около 50 000 экз. «Русский Newsweek» издается с июня 2004 года, «Огонек» - с декабря 1899 [4].
Следует отметить, что тексты в обоих журналах строятся по одному принципу – возвращаясь к Ван Дейку и суперструктуре. Для них характерно вступление (краткий обзор проблемы, результаты, текущая ситуация), четыре, в среднем, эпизода, включающие в себя – историю проблемы, одну точку зрения (дискурс одной из сторон), другую точку зрения на проблему (дискурс противоположной стороны), «прогноз» и методы решения проблемы (редакционный дискурс).
Через все рассмотренные статьи прослеживается следующая точка зрения – воюют мусульманские и западные страны (США, Франция, Скандинавские страны), но Россия является некоторым посредником между ними, мы друзья мусульман, при условии суще-ствования 15-20 млн. мусульман в России. Через журналы транслируется точка зрения, что проблема толерантности есть, особенно в сфере межэтнических отношений и культуры, но особенно остро она стоит на международном уровне, на уровне взаимодействия Востока и Запада. О существовании подобных проблем в России же не говорится. Из восьми номеров не было ни одного упоминания, помимо цыган, об угнетении национальных меньшинств в России. Наоборот, в «Огоньке» - мысль о том, что даже на телевидении проблема этнической интолерантности перестаёт существовать, поскольку у нас есть один иракский ведущий (ТВЦ), одна ведущая из Чечни (НТВ) и имеется представительство региональных новостей с региональными ведущими на федеральных каналах. То есть создается некоторое подобие репрезентации всех народностей и наций в России. Однако «Русский Newsweek» транслирует идею о межнациональной толерантности в сфере отношений с другими странами на политическом уровне, например, дружественные отношения с Сингапуром, и с Азией вообще. Есть номера, посвященные событиям в Дании. Хочется отметить схожесть и подачи материала, и визуального ряда. Характерными для мусульман символами является огонь (сожжение датского флага («Русский Newsweek»), сожжение газеты с карикатурами («Огонек»). Также описание акций протеста со стороны мусуль-ман, где они представлены как сплоченные, другие (надписи на арабском), а также обращение за помощью датских мусульман к странам Ближнего Востока (Ираку, Саудовской Аравии и др.). Но «Огонек» описывает их как обиженных, религиозных, носящих свою традиционную одежду (фото женщин, 3 мужчины на флаге датском), не «вестернизованных», отсюда не цивилизованных. И Запад это понимает, и понимает, что эта игра религии и свободы слова не честна, поэтому упоминается извинения редактора газеты, опублико-вавшей эти карикатуры и вскользь об ответных мероприятиях датчан (последний абзац). В то время как «Русский Newsweek» высказывает совершенно прозападную точку зрения – «мы дали им столько, а они еще требуют, чтобы мы им подчинялись». И очень харак-терное фото – митингующие мусульмане и спокойные демонстрации датчан, преимущест-венно женщины и малые разрозненные группы. В то время как мусульмане – это мужчины, сплоченные, агрессивные, как следует из коннотации фото. Однако существует некоторое противоречие между текстом и фотографией. В тексте исламист сломлены безответственностью западного мира и незнанием их запрета на изображение пророка, но в то же время ищущие содействия у своих братьев. Некоторая пассивность и медлительность востока. В то время как Запад динамичный, индивидуальный, говорящий, что есть свобода слова как ценность и это закон, который не нарушить, это демократия – говорить, что я хочу. На фото же наоборот – Восток быстрый, агрессивный, мужской, в то время как Запад – пассивный, растерянный, женский.
Но хотелось бы отметить, что проблеме толерантности в России именно в анализируе-мых мною журналах уделяется мало внимания, в то время как противоборству двух цивилизаций достаточно. Так же как и на уровне мировых отношений, что подтверждает необходимость толерантности в международном взаимодействии в рамках глобализации, и её «успешное» воплощение в России, особенно с азиатскими странами. Проблеме политической толерантности – как существование оппозиции и принятие её мнений, etc. уделяется мало внимания, особенно в «Огоньке». Я не нашла ни одного подтверждения существова-ния политической толерантности / интолерантности в России. «Русский Newsweek» ставит эту проблему, но не в качестве основной, а фоновой. Таким образом, можно сделать вы-вод, что проблемы толерантности есть, что доказывают реальные события, но в журналах «Огонек» и «Русский Newsweek» они слабо освещены, и сложно говорить о какой бы то ни было формировании культуры толерантности через СМИ, поскольку получается, что это проблема не так уж важна на фоне всех остальных.
1. Т. Ван Дейк «Стратегии понимания связного текста» // http://iq.org.ua/library.php
2. Barthes R. The Photographic Message [abstract] //Ed. by Laurie Dickinson. Available from <http://mh.cla.umn.edu/ebibld3.html
3. Ушанова И.А. «Возможности применения методов дискурс-анализа в междисцип-линарных проектах» // http://www.mion.novsu.ac.ru/
4. Р. Барт «Camera Lucida» // www.pat.iatp.ru


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by Forumenko © 2006–2014
Русская поддержка phpBB