Московская высшая школа социальных и экономических наук

Образование, научная деятельность, магистратура
Текущее время: 27-04, 01:54

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 15-04, 21:04 
Не в сети

Зарегистрирован: 13-04, 19:04
Сообщения: 40
Мерзляков Сергей (Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского)

Секция 1. Политические нарративы в дискурсивном пространстве современной России.

Взаимодействие политической власти и образования в современной России

Вопросы взаимоотношений политической власти и образования в современном мире имеют принципиальное значение, которое заключается, прежде всего, в том, что от взаимодействия политической и образовательной систем в решающей степени зависит состояние всего общества, характер и перспективы его развития. На протяжении многих веков, а в последние десятилетия - в особенности, характер взаимодействия политической системы и сферы образования представляет собой наиболее ответственный социально-политический фактор общественного прогресса. Все прочнее утверждается в науке мнение о том, что именно эффективное соотношение двух этих систем способно гарантировать современной цивилизации нормальное будущее, выведя ее из разнообразных кризисов экономического, экологического, ресурсного, социального, военно-политического содержания и предотвратив возможные глобальные катастрофы.
Образование во все времена являлось основным средством формирования личности, гражданина, а также обеспечения профессиональной подготовки человека. Содержание и характер образования всегда определялись насущными потребностями общества, состоянием и политикой государств.
Политика и образование представляют собой две важные самостоятельные системы современного общества, находящиеся в постоянных и тесных взаимоотношениях. Каждая из них обладает разнообразными возможностями влиять на другую систему, но факторы политического характера представляются значительно более мощными и очевидными. Сумма таких факторов - идеологических, законодательных, управленческих - позволяет политической власти осуществлять руководство образовательной системой. Образование во взаимоотношениях с политикой играет преимущественно подчиненную роль, а степень подчиненности определяется характером политического режима, уровнем социально-политического развития общества, социокультурными традициями народа.
Политическая система современной России представляет собой пример системы переходного типа, что делает её противоречивой и неустойчивой. Во взаимодействии с такой нестабильной политической системой образовательная система РФ переживает трудное время. Под напором политических и социально-экономических обстоятельств в 1990-е гг. осуществлено радикальное реформирование образовательной сферы. Причем реформирование системы образования осуществлялось параллельно с формированием новой политической системы и при ее решающем участии. Противоречивый характер политической системы превратил и реформирование образования в противоречивый процесс. Одновременно с этим разрабатывалась новая образовательная концепция государства. Стержнем концепции является принцип демократизации всех аспектов образования, а больше она в целом ориентирована на демократическое, стабильно развивающееся общество. В России пока принципиально иная ситуация. Концепция демократического образования не подкрепляется необходимым уровнем взаимодействия с государством, с политической системой. В результате перспективы российской системы образования представляются весьма неопределенными.
Стратегические цели реформирования провозглашены в Конституции РФ, пространно изложены и утверждены во многих законодательных актах 1994-2007 гг.
Конституционные положения скупы, но достаточно четки для выявления принципиальных позиций: во-первых, - это провозглашенные права граждан на образование, которое на уровне «дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования» гарантируется государством как общедоступное и бесплатное; во-вторых, - утверждение обязательности для всех граждан основного общего образования, что наряду с государством обеспечивают детям родители или лица, их заменяющие; в-третьих, разделение полномочий между уровнями власти по вертикали (федеральный - региональный - местный) в вопросах управления сферой образования. Федеральный центр устанавливает государственные образовательные стандарты, обеспечивает проведение единой государственной политики в области образования, а в остальном субъекты Федерации имеют большую cамостоятельность.
Таким образом, в стране разрабатывается и находит все более конкретное правовое закрепление демократическая образовательная политика. Однако по ряду принципиальных направлений она противоречива и реализуется с большим отступлением от формируемой концепции.
Прежде всего, речь идет о сохранении и развитии единого образовательного, пространства РФ, о единстве важнейших элементов образовательной системы на территории всех регионов государства.
Вторым важнейшим аспектом концепции образования призвано стать укрепление связей с мировой системой образования, включение российской школы в мировую образовательную систему.
Третьим существенным моментом концепции должно быть понимание того, что реформирование школы осуществляется в определенных рамках переходного общества. В таких условиях, когда общество еще политически неустойчиво, социально и экономически несостоятельно, не могут быть достигнуты стратегические цели реформы образования, но должны быть четко понимаемы перспективы и текущие возможности, глобальные цели и конкретные задачи, общий замысел и промежуточные этапы процесса реформирования.
Специальным направлением концепции и одним из ключевых принципов реформы школы является гуманизация образования. В соответствии с принципами федерализма и с концепцией эффективного местного самоуправления значительная часть функций по управлению образовательной системой должна отойти субъектам Федерации и территориальным органам власти более низкого уровня.
По нашему мнению, концепция развития образования для Российской Федерации может быть реалистичной и эффективной лишь при наличии тщательного анализа перспектив страны, глубокой оценки ее будущего состояния и современных возможностей. Принципиально важными считаем следующие постулаты:
- концепция должна отвечать определенному социально-политическому периоду развития России, быть программой развития образования в условиях переходного общества;
- все ее основные положения и стратегия в целом должны исходить из условий такого переходного общества;
- государство в условиях переходной политической системы общества не должно уходить от управления образованием (это тем более относится к странам со сложной политической структурой, к таковым относится Российская Федерация);
- модель российской системы образования должна сочетать в себе современные мировые тенденции развития образования, демократические принципы образовательного процесса и лучшие традиции в сфере образования, накопленные российским обществом. Сильные перекосы в какую-либо сторону чреваты негативными последствиями и для образования, и для российского государства.
Названные аспекты, конечно, не исчерпывают всего содержания концепции образования для современной России, но представляются нам наиболее полными, социально-политическими ее компонентами. Осуществление предполагаемых направлений развития системы образования возможно только при сохранении политической стабильности общества и нормализации экономического развития страны.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by Forumenko © 2006–2014
Русская поддержка phpBB