Саевец Ольга (Белорусский государственный университет культуры и искусств)
Проектирование будущего через образы в СМИ (на базе факультета управления социокультурными проектами).
Молодежный media - проект: на пути к репрезентативности.
Характерная для современной молодежи культура типа instant, отличающаяся "сиюминутной" коммуникацией, фрагментацией, спонтанностью, легким отношением к окружающему миру, стремлением к индивидуализации, подвижностью ценностей и норм позволяет рассматривать молодежное информационное пространство в постмодернистской парадигме.
Большинство молодых людей сегодня воспитывается в гетерогенных, мультикультурных сообществах, в которых пересекаются совершенно различные понятия моральности и различные культурные традиции. Подобные контексты задают молодому поколению векторы многомерности, гибкости и определенного рода автономности. В свою очередь, медиа не могут более рассматриваться как "индустрии сознания", вынужденные насаждать фальшивые идеологии или культурные ценности пассивной аудитории (Buckingham, 2003).
Молодежная медиа культура становится ареной, в которой авторитарные ценности "серьезности" и соответствия предписаниям существенным образом подрываются.
Однако гетерогенная среда медиа, в которой существуют молодые люди, выдвигает определенные трудности в отношении политики формирования идентичности. Образ (имидж), в том числе и в информационной среде, становится строительным материалом идентичности и ключевым элементом стиля как основной жизненной стратегии молодежи. Но образ используется по-разному.
С одной стороны, медиа сообщение разрушает глубинные слои художественных текстов, значимость гражданских ценностей и превращает даже социально значимую информацию в лицедейство. В результате мировоззрение молодежи формируется калейдоскопическим потоком символов, лишенных всякого контекста и собственного содержания (Глядя на Запад...., 2004. С. 40). Это становится действенным инструментом идеологии потребления, которая скрыта в определенной организации образов и усваивается неосознанно.
Следуя такому пониманию воздействия медиа, основной задачей становится выработка критического отношения молодежи к медиа-дискурсу и движущимся факторам социально-культурного развития.
С другой стороны, усиление акцента на "видимость", "неточность", двусмысленность, иронию и стремление к устранению каких-либо канонов, интертекстуальность, конструкционизм, генерация множества конфликтных между собой версий приводит к расширению представления о многообразии стилей жизни, подходов к пониманию тех или иных значений и смыслов, разрушает стереотипное восприятие действительности. Происходит осознание, что попытки навязывания фиксированных значений, «правильных» мыслей могут привести к потере позитивного потенциала молодежной медиа культуры.
Заметным становится и изменение отношения к конструированию имиджа. Так, например, Кохен отвергает концепцию "позитивного образа", так как она основана на рационалистском подходе. Кроме того, образы могут быть прочтены по-разному, а вкладываемые в них смыслы являются крайне нестабильными. По мнению исследователя, наиболее конструктивный путь - признание элемента «маскарадности» (пародийности, мимикрии), характерной для многих молодежных субкультур, что способствует более комплексному нарративу себя (Cohen, 1998. См.: Buckingham, 2003).
Современная медиа-культура предлагает пространство для игры как возможности провозглашения своей индивидуальности, аутентичности, субъективности, а также конструирования идентичности через принимаемые роли и правила. Культура постмодерна разрушает общий дискурс, который пытается объяснить объективную истину. Такое разрушение происходит посредством эклектизма и отвержения фиксированных образов (путем передачи текста через другой текст, монтажа, способствующего полному изменению первоначального смысла текста). Формирование смысла происходит не в соотнесении с реальностью, а в соотношении с другими знаками.
Существование множественности прочтений и амбивалентных реакций, и отношение к этому, как к норме, перемещает современное общество в «фазу репрезентации». Меняется понимание механизмов репрезентации как невозможности окружения предмета внимания старыми стереотипами и негативными образами.
Удовольствие и игра являются центральными аспектами взаимодействия с медиа. В электронных медиа можно найти такое же обозначенное пространство для игры, но границы между игрой и «серьезностью» могут стать более проницаемыми и менее явными. Размытость социально-нормативного пространства способствует формированию новых форм солидарностей, среди которых можно выделить виртуальную солидарность.
Международный молодежный мультипортал.На данный момент разрабатывается идея создания международного молодежного мультипортала инициативной международной группой как естественное продолжение идеи сохранения прав индивидуальности каждого участника процесса. Это Интернет-проект, который будет способствовать развитию творческих, организаторских, языковых и журналистских способностей, обмену информацией и опытом, созданию совместных международных проектов, получению информации о событиях в мире.
Речь идёт о создании среды, стимулирующей самостоятельное глубокое осмысление действительности и помогающей обнаружить своё место в ней.
Так как проект обсуждался в рамках семинара по ответственному туризму, в него были заложены экологические принципы организации репрезентативности, которые предполагают (наряду с традиционными формами) существование различных «экопоселений» с соблюдением правил охраны личного пространства, а также создание специальных «заповедных зон» для сохранения принципов «мирного» сосуществования различных «экосистем». Как любая экосистема, портал – система открытая и саморазвивающаяся, где результатом спонтанного социального творчества может стать новый социальный порядок, наиболее устойчивый в данной среде.
Для продвижения основных принципов работы портала предлагаются специальные коэффициенты: КК - коэффициент корректности, КО - коэффициент отзывчивости, КВ - коэффициент внимания, КП – коэффициент популярности.
Созданию портала предшествует семинар Creative Methods for Youth Media, который продиктован желанием развития творческой среды содержательного, ответственного и плодотворного общения.
Так как именно образное воображение является центральным понятием проектирования, необходимыми качествами проектной команды портала должны стать: проективное сознание (способность порождать на основе знания, полученного опытным путем, некие образы, выполняющие опережающую функцию относительно будущего состояния объектов); проектное воображение (сочетание фантазии с умением вообразить объект проектирования на фоне сразу нескольких контекстов, составить его ценностный контекстный образ); латеральное (параллельное) мышление (термин Э. де Боне), предназначенное для генерирования неконкурирующих идей, как способность предлагать различные варианты решения практических задач или теоретических проблем); способность мышления структурировать предлагаемые решения в дилеммы, что задает пространство для выбора; критическое мышление (как способность к отстранению, отчуждению от ситуации, оцениванию и формированию собственного суждения); креативное мышление (поисковое начало, способность генерировать идеи, создавать концепции); проблемность мышления (умение отыскивать и формулировать новые проблемы и распознавать их природу); рефлексивность (как формирование опыта ценностного отношения).
Использованные источники1. Глядя на Запад: Культурная глобализация и российские молодежные культуры/ Х. Пиллингтон, Е. Омельченко, М. Флинн, У. Блюдина, Е. Старкова / Пер. с англ. О. Оберемко, У. Блюдиной. СПб.: Алетейя, 2004. 278 с.
2. Buckingham D. Media education and the end of critical consumer // Harvard Educational Review 73(3) 309-328 (2003) //
http://www.childrenyouthandmediacentre. ... ion_db.pdf