Московская высшая школа социальных и экономических наук http://msses.flybb.ru/ |
|
Петрова И. Конструирование категории «клиент социальной... http://msses.flybb.ru/topic41.html |
Страница 1 из 1 |
Автор: | Мария [ 16-04, 12:32 ] |
Заголовок сообщения: | Петрова И. Конструирование категории «клиент социальной... |
Петрова Ирина (Нижегородский госуниверситет им. Н.И.Лобачевского) Социальная помощь vs. правозащитный мониторинг Конструирование категории «клиент социальной работы» Социальную работу можно определить как профессиональную деятельность, направлен-ную на изменение проблемной ситуации клиента. В таком случае возникает соблазн упростить отношения и представить клиента объектом работы, а социального работника – субъектом, при-писав ему наибольшую активность в этом процессе и возможность принимать решения. Такое понимание, как уже известно , приводит к неравному положению социального работника и клиента, что в последнее время выливается в движение «вовлечения пользователей» в процесс оказания помощи. С другой стороны, в рамках теории коммуникаций, социальную работу можно определить как коммуникацию двух (и более субъектов действия – социального работника и клиента, а также других заинтересованных лиц и групп) по поводу объекта – социальной или личностной проблемы клиента. При применении такого подхода не возникает сомнения, что клиент – полноправный участник процесса осуществления социальной работы, обладающий субъектностью в равной мере с социальным работником. Также и окружение клиента, а с ним и исследователи социальных проблем «награждаются» правами, которых им не предоставил до этого ни один подход к изучению социальной работы. В качестве следующего шага в исследовании взаимодействия социального работника и клиента, на мой взгляд, продуктивно использование конструктивистского подхода для определения основных категорий. Именно неопределенность основных понятий, по мнению сторонников конструктивистского подхода, порождает социальные проблемы . Целью моей работы будет представить конструкции понятий «клиент» и «социальный работник» в различных моделях социальной работы и на различных публичных аренах представления процесса помощи. Итак, прежде всего, конструктивистский подход считается наиболее приоритетным для исследования социальных проблем . Данный подход представляет социальные проблемы не как объективно существующее условие, угрожающее обществу, но как процесс выдвижения различ-ными группами утверждений – требований, касающихся условий, которые определяются этими группами как угрожающие им и обществу . Применение конструктивистского подхода к процессу оказания помощи довольно успешно совершено, на мой взгляд, в работе «Конструирование практики социальной работы» . По его мнению, социальная работа – это процесс «столкновения» социального работника и клиента. Таким образом, определению подлежат, прежде всего, понятия «социальный работник», «клиент» и «процесс общения» между ними. Согласно конструктивистскому подхода, автор предлагает изучить арены, на которых происходит взаимодействие социального работника и клиента для того, чтобы определить эти понятия точнее. Он называет несколько публичных про-странств, на которых происходит взаимодействие, к примеру: · непосредственная работа с клиентом, «лицом к лицу»; · взаимодействие в том случае, если один из партнеров отсутствует в данный момент; · рассуждения о партнере взаимодействия с третьими лицами в отсутствии самого партнера, скажем, в общении социальных работников между собой или написании отчетов о работе; Автор отмечает, что категории социальный работник и клиент не автономны, но взаимосвязаны . Они обретают контекст своего определения в каждом конкретном виде взаимодействия, как указал в своей фундаментальной работе Малькольм Пейн . Арена взаимодействия «лицом к лицу» - наиболее понятная и открытая для исследования, потому что партнеры присутствуют явно и могут сами определить свой статус клиента или социального работника друг для друга и остальных. Следующая арена представлена взаимодействием социальных работников, которые обсуждают своих клиентов в их отсутствие. Так, многие авторы констатируют, что социальные работники в своих разговорах определяют себя в качестве «мусорного ведра» для сбора проблем своих клиентов. А в определении клиентов придерживаются, скорее, подходов социальной патологии, рисков, девиации, которые, по их мнению, наибо-лее точно представляют «социальные болезни» клиентов. Поэтому клиенты представляются как цели, объекты направленного профессионального воздействия . Еще одной ареной является про-странство взаимодействия социальных работников и исследователей, которое также происходит без участия клиентов. Можно представить ещё арену формальных отчетов, которые представляют социальные работники, а также взаимодействия таких акторов, кто напрямую не причастен социальной работе, по поводу социальной работы, например, статьи в газетах, журналах и прочее. Знание этих конструктов необходимо для социальных работников не в качестве абстрактного знания, но для применения в практической работе с целью избежать распространенных ошибок и манипуляции партнеров друг друга. 1. Принцип активизации в социальной работе. /Под ред. Ф.Парслоу; Пер. с англ. под ред. Шапиро Б.Ю.М.: Аспект-Пресс, 1997. 2. И.Г. Ясавеев Конструирование социальных проблем средствами массовой коммуникации. – Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2004. 3.A.Jokinen, Constructing SW Practice, Asgate Publishing Ltd., 1999. 4.М. Payne . Modern theories of social work. 1991. 5.Constructing clienthood in social work and human services: interaction, identities, and practices/ edited by Chris Hall? UK, 2003, p 157. |
Страница 1 из 1 | Часовой пояс: UTC + 3 часа |
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group http://www.phpbb.com/ |