Московская высшая школа социальных и экономических наук http://msses.flybb.ru/ |
|
Бурмистрова О. Подходы к исследованию личности руководителя http://msses.flybb.ru/topic44.html |
Страница 1 из 1 |
Автор: | Мария [ 16-04, 13:54 ] |
Заголовок сообщения: | Бурмистрова О. Подходы к исследованию личности руководителя |
Бурмистрова Ольга (Волгоград) Прикладная и консультативная психология: теория и практика на современном этапе [b]Подходы к исследованию личности руководителя[/b] В настоящее время все больше возрастает ценность нематериальных ресурсов организации, к которым, в первую очередь относится персонал. Деятельность руководителя напрямую связанно с руководством и управлением людьми, организацией их деятельности. Второй важной составляющей деятельности руководителя является управление организационными процессами и взаимодействие организации с внешним окружающим миром. Таким образом, эффективность организации напрямую зависит от эффективности деятельности руководителей. Многообразие работ посвященных эффективности руководителя и организации представ-ляют собой попытки выработать стратегии повышения эффективности руководителя. Большинство теорий и практических разработок рассматривают один или несколько факторов эффективности. В нашей работе мы планируем рассмотреть факторы эффективности деятельности руководителя как систему, центром которой является личность руководителя. В начале 20 века исследователи стали изучать причины эффективности/неэффективности руководителей. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. обобщили все многообразие исследований и выделили три подхода к определению значимых факторов эффективного руководства (Мес-кон, Альберт, Хедоури 1997: 489-490) 1. Первый подход основывается на том, что эффективные руководители обладают определенным набором личностных качеств. Среди таких качеств можно отметить: уровень интел-лекта, знания, честность, инициативность, образование и уверенность в себе. Представителем этого подхода является Ralph M. Stogdill. Исследуя личностные качества успешных руководителей он обнаружил, что в разных ситуациях требуются различные способности и качества. "Индивидуум появляется как лидер, потому что он обеспечен способностями и характеристиками, которые признаны и одобрены членами группы".(Stogdill 1975: 4-6) Таким образом, структура личностных качеств руководителей должна соотноситься с личными качествами подчиненных. 2. Второй подход основывается на том, что эффективность зависит от поведения руководителей по отношению к подчиненным. Поведенческий подход опирается на понятие "стиль руководства" - "привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить их к достижению целей организации. Степень, до которой управляющий делегирует свои полномочия, типы власти, используемые им, и его или ее забота, прежде всего о человеческих отношениях или о выполнении задачи – это все отражает стиль руководства" 3. Теоретические разработки в рамках поведенческого подхода к исследованию причин эффективности деятельности руководителя стали основой для возникновения нового направления исследований – ситуационного. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. отмечают, что лич-ные качества и поведение являются существенными компонентами успеха руководителей, однако более поздние исследования показали, что решающую роль могут сыграть дополнитель-ные факторы, например, "потребности и личные качества подчиненных, характер задания, требования и воздействия среды" (Там же 1997: 490). Таким образом, прослеживается определенная динамика в исследованиях факторов эффективности деятельности руководителя. Сначала исследователи обращают свое внимание на исследование личностных качеств, т.е. выделяют руководителя из всех остальных и усиливают его позицию. Затем, исследователи изучают поведение руководителя, его стиль управления группой. Руководитель получает возможность быть разными: авторитарным, демократичным и либеральным. И, наконец, с появлением ситуативного подхода, эффективность руководителя зависит не только от его личных особенностей и поведения, характеристик ситуаций, в которых он находится. В развитии взглядов ученых на определенные вопросы всегда есть логика. Следуя логике становления представлений об эффективности руководителя перейдем к рассмотрению лично-сти руководителей. В отечественной науке проблему личности изучали В.Н. Мясищев, Б.Ф. Ломов, Д.Н. Узнадзе, Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова, А.Н. Леонтьев, А.Г. Ковалев, К.К Платонов, Б.Д. Парыгин и д.р. Для нашего исследования особую ценность представляет психологическая концепция динамической функциональной структуры личности К.К. Платонова (Платонов 1986: 138). Платонов выделил в личности четыре подструктуры, основанием для этого разделения послужил ряд критериев: 1) отношение биологического и социального; 2) внутренняя близость черт личности, входящих в каждую из них; 3) вид формирования подструктуры; 4) иерархическая зависимость этих подструктур. На основании этих критериев Платонов дает целостную картину личности. Она складыва-ется из описания ее подструктур, структурирования самих подструктур, соотношения биологического и социального, связей подструктуры с отражением, сознанием, потребностями, актив-ностью: 1. В этой картине первая подструктура — это направленность личности. Она включает убеждения, мировоззрение, идеалы, стремления, интересы, желания. Формируется эта подструктура в процессе воспитания. 2. Вторая подструктура - опыт. Его составляющие - привычки, умения, навыки, знания. В ней больше социального, чем биологического. Формируется она в процессе обучения. 3. Третья подструктура - индивидуальные особенности отдельных психических процессов, ставших свойствами личности. Сюда относятся: воля, чувства, восприятие, мышление, ощущения, эмоции, память. В ней чаще больше социального. Формируется эта подструктура упражнениями. 4. Четвертая подструктура - биопсихические свойства. В нее входят: темперамент, поло-вые, возрастные свойства. В этой подструктуре социального почти нет. Формируется она путем тренировки. Структура личности, выявленная К.К. Платоновым, наглядно показывает взаимосвязь структур и подструктур личности. Каждая подструктура оказывает влияние на эффективность деятельность руководителя. Положительный или отрицательный характер этого влияния зави-сит от сочетания личностных факторов с социально-психологическими факторами и группой внешних факторов. Личностные факторы влияют на социально-психологические процессы и особенности деятельности руководителя. Среди социально-психологических факторов эффективности деятельности руководителя можно выделить: общение и межличностные отношения; лидерство (рассматривается нефор-мальное лидерство); власть (статусные характеристики, полномочия); организационная культура (социально-психологические характеристики); организационная идентичность. Эти факторы проявляются во взаимодействии руководителя с: подчиненными, руководителями этого же уровня, вышестоящими руководителями и с внешними структурами. Во всех видах взаимодействия руководителя приведенные выше социально-психологические факторы будут отличаться по характеру и степени влияния на эффективность деятельности. Каждый из социально-психологических факторов требует отдельного анализа и исследо-вания, при этом важную роль играет взаимодействие и взаимовлияние этих факторов, а также необходимо учитывать влияние и взаимодействие личностных и социально-психологичеких факторов с внешними факторами, которые задают дополнительные условия деятельности руководителя. Литература 1. Stogdill, Ralph M. THE EVOLUTION OF LEADERSHIP THEORY. // Academy of Manage-ment Proceedings; 1975, p4-6, 3p 2. Журавлев А.Л. Психология управленческого взаимодействия (теоретические и прикладные проблемы). – М.: "Изд-во "Институт психологии РАН", 2004. 3. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента.- М.: Дело, 1997. - 700 с. 4. Платонов К. К. Структура и развитие личности. М.. Наука, 1986 |
Автор: | vasyaunloma [ 08-01, 18:40 ] |
Заголовок сообщения: | Всем привет! |
Здравствуйте! В нынешнем году, я решил надыбать практичную спальню! Тщательно подобрав надумал купить мебель здесь: мистер дорс Пришел, посмотрел, заказал! Вчера поставили. Я полностью доволен! Весьма советую! Еще раз С праздником! |
Страница 1 из 1 | Часовой пояс: UTC + 3 часа |
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group http://www.phpbb.com/ |