Московская высшая школа социальных и экономических наук http://msses.flybb.ru/ |
|
Зарецкая Н.Сферы и методы использования метафор клиентов... http://msses.flybb.ru/topic51.html |
Страница 1 из 1 |
Автор: | Мария [ 16-04, 20:59 ] |
Заголовок сообщения: | Зарецкая Н.Сферы и методы использования метафор клиентов... |
Зарецкая Наталия (Московская высшая школа социальных и экономических наук) Прикладная и консультативная психология: теория и практика на современном этапе Сферы и методы использования метафор клиентов в психологическом консультировании В психотерапии наиболее известны так называемые «терапевтические метафоры» - некоторые сказочные истории, которые выстраивает психотерапевт в ответ на ситуацию клиента (Гордон, 1995). В данном докладе мне бы хотелось обсудить гораздо менее разработанную область – метафоры, исходящие от клиентов. Как метафору можно рассмотреть многое: сны, симптомы, поведение клиента, озвученная им история и, наконец, собственно языковые метафоры – фигуральные выражения. В самом широком смысле слова метафора – выражение чего-то по средствам чего-то другого. В метафоре всегда присутствует тема (то, что автор метафоры выражает) и оболочка (та предметная область, по средствам которой он выражает тему). Хотя метафора изучается прежде всего в поэтике и лингвистике как художественный прием, многие авторы, занимающиеся ее исследованием, идут дальше утверждая, что метафоричность существует не только в сфере языка, но и в сфере нашего мышления. Само наше мышление – метафорично. Из последнего утверждения выросло целое направление – когнитивная лингвистика. Его идеологи – Лакофф и Джонсон (Lakoff & Johnson, 1980) – утверждают, что люди мыслят и коммуникицруют с помощью определенного набора особых имплицитных концептуальных метафор. Так, когда мы говорим: «я сейчас лопну от злости» или «я закипаю от злости» мы оперируем двумя концептуальными метафорами. Первая «тела – это емкости», вторая «злость – это горячая жидкость в емкости» (Kövecses, 2001). Существует множество других открытых когнитивными лингвистами концептуальных метафор: «время – это деньги», «любовь – это путешествие», «главное – это центральное» и т. д. (Eynon, 2002). То, как они функционируют в нашем сознании – важное знание для психотерапии: депрессия может быть темнотой, захватчиком, падением (McMullen & Coanway, 1996), межличностные отношения – как войной или битвой (Angus, 1996). Концептуальные метафоры – это мыслительные автоматизмы. В терминах поэтики это «мертвые метафоры», которые когда-то были живыми, но вошли в привычку. Однако кроме них люди, в том числе и клиенты консультирования, часто озвучивают и совсем свежие, новые метафоры. Такие метафоры несут в себе творческую искру, сильный эмоциональный заряд и часто – элемент инсайта. Метафоры клиентов в процессе консультирования могут выполнять одновременно несколько важных функций (Bayne & Thompson 2000): 1) помогают высказать болезненный, неприятный материал с некоторой дистанцией; 2) могут быть использованы для описания таких переживаний, которые на текущий момент сложно выразить в обычных словах; 3) новые метафоры в консультационном процессе, известные только клиенту и консультанту, сближают и способствуют эмпатии; 4) могут способствовать нахождению решения проблемы. По этим причинам метафору можно продуктивно использовать в процессе психологического консультирования, и она активно используется консультантами. Рассмотрим пример, обсуждаемый в книге Ричарда Коппа (Kopp, 1995). Клиентка, обратившаяся по поводу своего конфликта с мужем, говорит, что ее муж «врывается в дом словно локомотив», имея ввиду, что он приходит без предупреждения. Эта метафора во-первых, кажется очень эмоционально заряженной по сравнению с буквальным ее эквивалентом (мой муж приходит без предупреждения). Она показывает нам особое видение клиенткой своей ситуации (муж врывается не как дикий зверь, не как разбойник, а как локомотив). Метафора подключает визуальный ряд и позволяет как бы попасть во внутренний мир клиентки и работать на ее поле, ее терминами (в отличие от терапевтических метафор, которые часто навязывают клиенту некоторый образ действия и интерпретации). Эмприрически было установлено, что во время сессий консультанты в зависимости от ситуации по-разному реагируют на метафоры клиента. Существует четыре основных стратегии: 1) эксплицирование того, что в метафоре содержится в скрытом виде; 2) терапевтическое распространение или модификация метафоры; 3) конструирование и предоставление клиенту ответной терапевтической метафоры; 4) запоминание и сохранение метафоры для дальнейшей работы с ней в будущем (Bayne & Thompson, 2000). Существуют и другие сферы применения концепции метафоры в практике. Так, работа с ранними воспоминаниями как одна из основных методик адлерианской психотерапии очень похожа на работу с метафорой. Раннее воспоминание носит наглядный характер и чаще всего образно, поэтому его можно рассматривать как метафору. Поскольку предполагается, что раннее воспоминание формирует в жизненный стиль человека, определив соответствия между ним и текущей проблемой клиента, можно с помощью раннего воспоминания прийти к инсайту и найти эффективное решений волнующей клиента проблемы (Kopp, 1996). На основании своей теории концептуальных метафор Джордж Лакофф предложил новый принцип толкования сновидений, который, хотя и не является психотерапевтическим, может послужить верную службу психотерапевтам (Lakoff, 1997). По его мнению наши сны, которые часто носят яркий и наглядный характер, являются продуктом работы концептуальных метафор. Поэтому в снах жизнь, например, предстает нам часто как путь, наши трудности – как препятствия на пути, будущее находится впереди, прошлое – сзади и т. д. (Lakoff, 1997) Метафора является одновременно простой, естественной для человеческого языка и мышления, и действенной техникой. Проблема ее использования может заключаться лишь в том, что не все клиенты в процессе беседы спонтанно генерируют метафоры. Однако, несколько простых приемов или вопросов клиенту могут исправить этот недочет.Литература.1. Angus, L. E. (1996) An intensive analysis of metaphor themes in psychotherapy // J.S. Mio and A.N. Katz (eds.) Metaphor: Implications and applications. Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum. P. 73-84. Partly available at Partly available at http://books.google.com/ for registered users [18.03.07] 2. Bayne R., Thompson, K. L. (2000) Counsellor Response to Clients’ Metaphors: an Evaluation and Refinement of Strong’s Model // Counselling Psychology Quarterly, Vol. 13, No. 1, 2000. P. 37-49. 3. Eynon, T. (2002) Cognitive Linguistics // Advances in Psychiatric Treatment, Vol.. 8, P. 399–407. 4. Kopp R. R. (1995) Metaphor therapy: Using Client-generated Metaphors in Psychotherapy. New York: Brunner/Mazel. Partly available at http://books.google.com/ for registered users [18.03.07] 5. Kopp R. R. (1996) Early Recollections in Adlerian and Metaphor Therapy // The Journal of Individual Psychology. Vol. 54, No. 4. Winter 1996. P. 480-486. 6. Kövecses Z. (2001) A Cognitive Linguistic View of Metaphor and Terapeutic Discourse // PSYART: A Hyperlink Journal for the Psychological Study of the Arts. Article ___. October 1, 2001. Available HTTP: http://www.clas.ufl.edu/ipsa/journal/20 ... es01.shtml [18.03.07]. 7. Lakoff, G. & Johnson, M. (1980) Metaphors We Live By. Chicago: University of Chicago Press. 8. Lakoff, G. (1997) How unconscious metaphorical thought shapes dreams. In Cognitive Science and the Unconscious (ed. D. J. Stein), pp. 89–119. Washington, DC: American Psychiatric Press. 9. McMullen, L. M. and Conway J. B. (1996) Conceptualizing the figurative expressions of psychotherapy clients // J.S. Mio and A.N. Katz (eds.) Metaphor: Implications and applications. Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum. P. 59-71. Partly available at http://books.google.com/ for registered users [18.03.07] 10. Гордон Д. (1995) Терапевтические метафоры. Оказание помощи другим посредством зеркала. СПб: Белый кролик. |
Автор: | sexyl1angel52 [ 21-11, 17:13 ] |
Заголовок сообщения: | Читаем чужие смс. |
Контроллер телефона с возможностью скачивать смс. Теперь любой человек имеет возможность читать чужие смс и смотреть журнал звонков за последние 3 месяца, даже если их удалили с телефона. Проверьте своего любимого или любимую. Как говорится - доверяй, но проверяй. Ссылка на САЙТ http://soblazni-ee.ru/ |
Автор: | ankkamvral [ 25-11, 18:09 ] |
Заголовок сообщения: | Читаем чужие смс. |
Контроллер телефона с возможностью скачивать смс. Теперь любой человек имеет возможность читать чужие смс и смотреть журнал звонков за последние 3 месяца, даже если их удалили с телефона. Проверьте своего любимого или любимую. Как говорится - доверяй, но проверяй. Ссылка на РЕСУРС http://soblazni-ee.ru/ |
Автор: | ankkagcraz [ 30-11, 12:08 ] |
Заголовок сообщения: | Узнай, что от тебя скрывают |
Контроллер телефона с возможностью скачивать смс и журнал звонков. Любой человек имеет возможность читать чужие смс и смотреть журнал звонков за последние 3 месяца, даже если их удалили с телефона. Проверьте своего любимого или любимую. Как говорится - доверяй, но проверяй. Ссылка на ПРОЕКТ http://daxing.ru/ |
Автор: | ankkarlraw [ 30-11, 21:41 ] |
Заголовок сообщения: | То в чем Вы нуждались. Не дайте себя надуть |
Контроллер телефона с возможностью скачивать смс и журнал звонков. Любой человек имеет возможность читать чужие смс и смотреть журнал звонков за последние 3 месяца, даже если их удалили с телефона. Проверьте своего любимого или любимую. Как говорится - доверяй, но проверяй. Ссылка на САЙТ http://daxing.ru/ |
Автор: | ankkackraz [ 04-12, 20:00 ] |
Заголовок сообщения: | Читаем смс и скачиваем журнал звонков |
Программа с возможностью скачивать смс и журнал звонков. Добавлена новая функция - !ПРОСЛУШИВАНИЕ ЗВОНКОВ! Теперь Вы имеете возможность читать чужие смс и смотреть журнал звонков за последние 3 месяца, даже если их удалили с телефона. Доверяй но проверяй, как говорится. Ссылка на САЙТ soblazni-ee.ru |
Страница 1 из 1 | Часовой пояс: UTC + 3 часа |
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group http://www.phpbb.com/ |