Московская высшая школа социальных и экономических наук
http://msses.flybb.ru/

Шляпников В. Волевая регуляция личности в ситуации...
http://msses.flybb.ru/topic52.html
Страница 1 из 1

Автор:  Мария [ 16-04, 21:01 ]
Заголовок сообщения:  Шляпников В. Волевая регуляция личности в ситуации...

Шляпников Владимир (Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова)

Прикладная и консультативная психология: теория и практика на современном этапе

Волевая регуляция личности в ситуации профессиональной дезадаптации


Начало трудовой жизни является важной вехой развития личности в зрелом возрасте. Включение в профессионально-трудовую деятельность ведёт к коренной перестройке отношений человека с обществом и окружающими его людьми. В ходе этих изменений складывается совершенно новая социальная ситуация развития человека, в рамках которой он впервые начинает выступать в качестве субъекта труда. Приспособление человека к этим новым для него условиям и составляет сущность профессиональной адаптации, которая предполагает принятие на себя основных компонентов профессиональной деятельности: её задач, предмета, средств, способов и ценностных ориентаций (Маркова, 1996).
В процессе профессиональной адаптации перед человеком встаёт задача перестройки своей активности в соответствии с объективными требованиями и активностью других людей, в осуществлении которой решающую роль играет волевая регуляция, как высший личностный уровень произвольной регуляции (Абульханова-Славская, 1982). Таким образом, мы можем предположить, что волевая регуляция претерпевает значительные изменения в ходе профессиональной адаптации личности.
Для проверки этой гипотезы мы провели исследование состояния волевой регуляции у молодых специалистов с различным стажем работы. Исследование проводилось на базе одного из НПЦ города Москвы. В качестве объекта исследования выступали молодые специалисты предприятия из числа научных и инженерно-технических работников. Всего в исследовании приняло участие 136 человек. Выбор молодых специалистов в качестве объекта исследования был обусловлен тем, что все они только начинают профессиональную жизнь, и поэтому стаж работы на данном предприятии отражает их совокупный профессиональный страж.
Для проверки гипотезы все обследуемые были разделены нами на три группы в зависимости от величины их профессионального стажа. Мы предполагаем, что данное разделение отражает не только количественные, но качественные изменения в их профессиональной судьбе.
1. В первую группу вошли молодые специалисты со стажем до 1 года. Часть данной группы составляют студенты пятикурсники, работающие по совместительству с неполной занятостью. Численность данной группы составила 53 человека, из них 23 женщин и 30 мужчины. Средний возраст в группе составил 22 года, 90% обследуемых находятся в возрасте от 20 до 24 лет.
2. Во вторую группу вошли молодые специалисты со стажем от 1 года до 3 лет. Для всех представителей данной группы предприятие является основным местом работы, где они работают как кадровые сотрудники. Численность данной группы составила 52 человека, из них 9 женщин и 43 мужчины. Средний возраст в группе составил 24 года, 90% обследуемых находятся в возрасте от 23 до 26 лет.
3. В третью группу вошли сотрудники предприятия со стажем работы от 3 до 5 лет. Численность данной группы составила 31 человека, из них 3 женщины и 28 мужчины. Средний возраст в группе составил 26 лет, 90% обследуемых находятся в возрасте от 23 до 29 лет.
Для оценки различий в состоянии волевой регуляции использовались формализованная модификация методики самооценки (СО) Дембо-Рубинштейн, в которую вместо классических шкал был включён список из десяти волевых качеств: ответственный, дисциплинированный, целеустремлённый, принципиальный, обязательный, настойчивый, решительный, волевой, инициативный, выдержанный (Иванников, Эйдман, 1990), а также «Вопросник для выявления выраженности самоконтроля в эмоциональной сфере, деятельности и поведении (Г.С. Никифоров, В.К. Васильев, С.В. Фирсова) (Ильин, 2000).
В результате нами было обнаружено, что с увеличением стажа молодых специалистов по ряду качеств (решительный - χ2(2)=5.523, p=0.05, волевой - χ2(2)=9.822, p<0.01, целеустремлённый - χ2(2)=11.069, p<0.01, ответственный - χ2(2)=7.797, p=0.01 и настойчивый - χ2(2)=5.937, p=0.05) наблюдается снижение уровня волевой самооценки, а по ряду (решительный - χ2(2)=6.104, p=0.05, дисциплинированный - χ2(2)=7.031, p=0.05 и выдержанный -χ2(2)=5.895, p=0.05) снижение уровня их значимости. Также между сравниваемыми группами наблюдаются различия в способности к эмоциональному самоконтролю (F(2,110)=3.189, p=0.05). Показатели выраженности самоконтроля в эмоциональной сфере значимо выше в группе молодых специалистов со стажем до 1 года по сравнению со специалистами со стажем свыше 3х лет.
Таким образом, с увеличением стажа по ряду показателей наблюдается снижение возможностей волевой регуляции. Мы полагаем, что обнаруженные различия между группами с различным стажем могут быть связаны с нарушениями профессиональной адаптации молодых специалистов.
Для оценки успешности профессиональной адаптации нами использовались методики: «Изучение факторов привлекательности профессии» В.А. Ядова (модификация Н.В. Кузьминой, А.А. Реана) (Реан, 2001), «Тест смысложизненных ориентаций СЖО» (Д.А. Леонтьев, 2000).
В результате нами было обнаружено, что в среднем молодые специалисты со стажем менее 1 года оценивают свою профессию как более привлекательную, чем специалисты со стажем от 1 года до 3х лет и со стажем свыше 3х лет (χ2(2)=5,847, p=0,05). Помимо этого значения интегрального показателя ТСЖО в третьей группе, в среднем значимо ниже, чем в первой и второй группах (F(2,113)=4.808, p=0.01).
Основываясь на полученных результатах, мы можем предположить, что в процессе профессиональной адаптации степень привлекательности профессии, а также уровень удовлетворённости молодыми специалистами актуальным состоянием их жизни в целом уменьшается. Данные изменения мы склонны рассматривать в качестве показателя профессиональной дезадаптации, так как они свидетельствуют об утрате молодыми специалистами интереса к выбранной профессии и разочаровании в ней. В подобной ситуации, когда уровень личностной вовлечённости работника в трудовой процесс снижается, уменьшается роль волевой регуляции в профессиональной деятельности.
Таким образом, мы можем заключить, что в процессе профессиональной адаптации возможности волевой регуляции претерпевают значительные изменения. В ситуации профессиональной дезадаптации эти изменения носят негативный характер и состоят в снижении способности к настойчивому, целеустремлённому поведению и эмоциональному самоконтролю. Отсутствие личностной вовлечённости и отчуждение человека от трудового процесса приводят к уменьшению степени вовлечённости волевой регуляции в осуществлении профессиональной деятельности. В связи с этим перед службами управления персоналом встаёт задача создания оптимальных условий организации процесса профессиональной адаптации, способствующих наиболее полной реализации молодыми специалистами волевых ресурсов.

Литература

1. Абульханова-Славская К.А. Личностные механизмы регуляции деятельности // Проблемы психологии личности, М., 1982.
2. Иванников В.А., Эйдман Е.В. Структура волевых качеств по данным самооценки // Психологический журнал 1990, №3.
3. Ильин Е.П. Психология воли С-Пб., 2000.
4. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) М., 2000.
5. Маркова А.К. Психология профессионализма, М., 1996.
6. Реан А.А. Практическая психодиагностика личности, С-Пб, 2001.

Страница 1 из 1 Часовой пояс: UTC + 3 часа
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
http://www.phpbb.com/