Московская высшая школа социальных и экономических наук

Образование, научная деятельность, магистратура
Текущее время: 28-03, 21:14

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 18-04, 19:13 
Не в сети

Зарегистрирован: 13-04, 19:04
Сообщения: 40
Миночкина Анна (Калужский государственный педагогический университет им. К.Э. Циолковского)

Секция 4. Прикладная и консультативная психология: теория и практика на современном этапе.

Исследование психологического климата в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями.

Исходя из дифференцированного подхода к изучению особенностей жизни семей с детьми с ограниченными возможностями, я считаю, что эти семьи, как правило, имеют низкий социально-психологический статус. Это обусловлено тем, что рождение ребёнка с ограниченными возможностями серьёзно травмирует психику родителей, их отношения охлаждаются, супруги начинают искать причины несчастья ребенка, что ведет к внутрисемейным конфликтам.
В связи с этим цель эмпирического исследования – изучение психологического климата в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями.Для достижения цели нами были выдвинуты следующие задачи:
1. определить тип психологического климата в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями;
2. выявить основные проблемы во взаимоотношениях членов этих семей;
3. предложить варианты деятельности социального педагога по коррекции неблагоприятного психологического климата в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями.
Для достижения цели и решения задач социологического исследования был использован метод очного анкетирования. Анкета состояла из 6 вопросов, направленных на изучение взаимоотношений в семье (см. приложение 1).
Выборочная совокупность социологического исследования составила 50 человек. Возрастной состав респондентов колебался от 23 до 47 лет.
База иссследования центра социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями «Доброта» и на базе «Специальной общеобразовательной коррекционной школы-интерната для слабослышащих детей № 5 им. Ф.А. Рау».
Психологический климат семьи (социально–психологический статус) – это более или менее устойчивый эмоциональный настрой, который складывается как результат настроений членов семьи, их душевных переживаний, отношения друг к другу, к другим людям, к работе, к окружающим событиям.
В качестве показателей состояния психологического климата семьи выделяются следующие: степень эмоционального комфорта, уровень тревожности, степень взаимного понимания, уважения, поддержки, помощи, сопереживания и взаимовлияния, место проведения досуга (в семье или вне ее), открытость семьи во взаимоотношениях с ближайшим окружением. В связи с этим выделяют благополучный, неблагополучный психологический климат и с удовлетворительным состоянием.
Проведём количественный и качественный анализ полученных результатов.
1.Количественный анализ. Проанализировав все полученные по каждому вопросу данные, мы делаем следующие выводы:
1. Благоприятный психологический климат (высокий социально-психологический статус) имеют 36% опрошенных семей.
2. Удовлетворительное состояние психологического климата (средний социально- психологический статус) наблюдается у 22% опрошенных семей.
3. Неблагоприятный психологический климат (низкий социально- психологический статус) наблюдается в 42 % опрошенных семьях.
2. Качественный анализ. Как показало проведённое исследование, семьи, относящиеся к одному и тому же типу психологического климата, характеризуются сходными проблемами. Для каждого типа психологического климата они свои.
1. Благоприятный психологический климат: все возникающие психологические проблемы разрешаются самостоятельно членами семьи, прибегая лишь в редких случаях к консультации специалистов психолого-педагогического профиля. Это, как правило, полные семьи, не испытывающие тяжёлых материальных затруднений и других трудноразрешимых социальных проблем.
2. Удовлетворительный: наиболее типичными проблемами являются: не удовлетворенность сложившимися отношениями в семье; в одной или нескольких сферах семейных взаимоотношений под влиянием внутренних факторов периодически возникают трудности и конфликты; нестабильный психологический климат в семье, вызванный неблагоприятным влиянием внешних факторов.
3. Неблагоприятный: наиболее типичными проблемами являются: эмоциональное состояние одного или нескольких членов семьи неудовлетворительное; отчуждение, формальный характер отношений между членами семьи; крайнее психоэмоциональное неблагополучие, кризисное состояние одного или нескольких членов семьи, вызванное обострением хронических проблем или чрезвычайными событиями; полное непонимание, враждебность в отношениях. Это характерно для семей, испытывающих серьёзные материальные затруднения, ощущающих угрозу собственной безопасности, неудовлетворённость в различных сферах жизнедеятельности, переживающих кризисные ситуации.
Таким образом, в ходе исследование было выявлено, что большинство семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, имеют неблагоприятный психологический климат внутри семьи, и помощь социального педагога должна быть в первую очередь направлена именно на эти семьи.
Поэтому в соответствии с выделенными нами типичными проблемами в семьях с неблагоприятным психологическим климатом, деятельность социального педагога его по коррекции должна заключаться в следующем:
1. информирование о возможностях психотерапевтической помощи, психологическая поддержка, подготовка к работе с психотерапевтом;
2. помощь в освоении новых знаний и навыков, проведение образовательных тренингов, вовлечение в ассоциативное движение (группы самопомощи);
3. посредничество между противоборствующими сторонами;
4. формирование позитивной активной жизненной позиции.
Опираясь на результаты исследования, можно сделать вывод о том, что рождение ребёнка с ограниченными возможностями является сильнейшим фактором, порождающим глубокие изменения в психологическом климате семьи, и помощь социального педагога семье в данной ситуации должна быть комплексной, высокопрофессиональной и эффективной. Социальный педагог должен создать наиболее благоприятные условия для полноценного развития личности ребёнка с ограниченными возможностями.
Литература1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы – М.: ВЛАДОС, 2004. – 364 с.
2. Алёшина Ю.И. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование— М., 1993.
3. Владимирова И.М., Овчинников Б. В. Методика психологического консультирования в социальной работе // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. — 1994. — № 2.
4. Дружинин В.Н. Психология семьи. — Екатеринбург: Деловая книга, 2000. – 199 с.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by Forumenko © 2006–2014
Русская поддержка phpBB