Московская высшая школа социальных и экономических наук

Образование, научная деятельность, магистратура
Текущее время: 19-01, 12:46

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 18-04, 19:17 
Не в сети

Зарегистрирован: 13-04, 19:04
Сообщения: 40
Ющенкова Дарья (Международный университет природы общества и человека «Дубна»)

Прикладная и консультативная психология: теория и практика на современном этапе

ФАКТОРЫ АТТРАКТИВНОСТИ ЖЕНСКИХ ЛИЦ
И ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ДАННЫЕ О СХОДСТВЕ ЛИЦ СУПРУГОВ


Исследование факторов физической привлекательности, а также ее изменчивости, имеет большое теоретическое и практическое значение. Ранее нами были получены данные о разном вкладе в общую оценку аттрактивности таких трех областей лица, как глаза, нос и рот [2; 3], которые подтверждали более конкретную гипотезу об особой значимости для оценки привлекательности лиц области глаз (айс-гипотеза) [1]. Кроме того, мы показали, что аттрактивность женских лиц статистически значимо снижалась после родов по сравнению с периодами до беременности и беременности [2; 3]. Для проверки и уточнения этих результатов были предприняты два дополнительных эксперимента.
В условия эксперимента, предназначенного для проверки айс-гипотезы, были внесены изменения, которые должны были способствовать совершенствованию методики с точки зрения получения более надежных и точных данных. Наиболее существенные изменения были следующие: 1) увеличение числа оцениваемых лиц (с 3 до 5); 2) испытуемым предлагалась более дробная шкала цифровых оценок (вместо 5-позиционной шкалы использовалась 21-позиционная шкала); 3) в качестве стимулов использовались лица с нейтральным выражением; 4) размеры частей лиц были примерно уравнены, и 5) что особенно существенно, область глаз не включала верхнюю часть головы (прическу), а нижняя часть не включала подбородок; и наконец, 6) если в более раннем эксперименте части лиц и полные лица предъявлялись для оценки последовательно, то в данном эксперименте для удобства испытуемых варианты каждой части лица (и сами лица) предъявлялись одновременно (напр., пять пар глаз). Выборка испытуемых состояла из 10 мужчин и 10 женщин (в возрасте от 19 до 32 лет). Испытуемым с помощью специально разработанной компьютерной программы на дисплее предъявлялись сначала отдельные части лиц: глаза, нос и рот; затем – фотографии лиц тех же людей в целом.
Хотя дисперсионный анализ не уловил статистически значимых различий между мужчинами и женщинами, эти различия на уровне качественного анализа достаточно заметны. Об этом же свидетельствуют и результаты вычисления коэффициентов корреляции Пирсона между оценками аттрактивности частей лиц и оценками аттрактивности лиц в целом (для N=5 все корреляции статистически не значимы, но для наших целей важны относительные величины коэффициент).
Коэффициенты корреляции между оценками аттрактивности частей лиц и лиц в целом (для всей выборки и гендерных подвыборок)
Части лиц Вся выборка Мужчины Женщины
Глаза 0,58 0,46 0,65
Нос 0,18 0,40 0,04
Рот 0,21 -0,12 0,44

Очевидно, что на основании величин коэффициентов корреляции, представленных в таблице, можно предполагать, что после глаз второе место по значимости для оценок аттрактивности лиц у мужчин имеет область носа, а у женщин – область рта. По-видимому, мужчины и женщины имеют разные критерии (эталоны) привлекательности женских лиц. Для проверки основной гипотезы о дифференциальном вкладе в общую оценку аттрактивности со стороны отдельных частей лица использовалась множественная линейная регрессия. Полученные результаты однозначно предполагают, что глаза являются наиболее существенной частью лица как для мужчин, так и для женщин, влияющей на их оценки аттрактивности.
Во втором эксперименте проверялась воспроизводимость ранее выявленных результатов о влиянии беременности и родов на привлекательность женских лиц. Основные отличия от предыдущей аналогичной работы касались выборки испытуемых: если ранее большая часть испытуемых были студенты кафедры психологии, то в данном эксперименте большая часть испытуемых были люди, занятые в различных сферах деятельности (юриспруденция, системный анализ и управление, психология, медицина и др.). Выборка состояла из 10 мужчин и 10 женщин (в возрасте от 19 до 32 лет). Испытуемым предъявлялись фотографии лиц десяти женщин (незадолго до беременности, во время беременности и вскоре после беременности). Для оценки предъявляемых стимулов испытуемые использовали 5-позиционную шкалу с пятью вербальными градациями.
Для анализа оценок аттрактивности женских лиц до, во время и после беременности применялся двухфакторный дисперсионный анализ (отдельно для каждой из оцениваемых женщин). Одним из факторов выступал пол испытуемых, другим фактором был период жизни оцениваемого лица: до, во время и после беременности (фактор «время»). В 7 из 10 случаев (70%) фактор «время» оказался существенным, фактор пола испытуемых – только в одном случае и взаимодействие факторов «время» и «пол испытуемых» является значимым лишь в 2 случаях. Для ответа на вопрос о том, в какой именно из периодов жизни женщины оцениваются существенно привлекательнее по сравнению с другими периодами, необходимо обратиться к анализу попарных сравнений средних оценок аттрактивности лиц до, во время и после беременности. Такое сравнение проводилось с помощью t-теста для агрегированных данных (по всем 10 лицам одновременно). Существенными оказались различия для пар «До»-«После» и «Во время»-«После» в женской подвыборке и во всей выборке (р<0,05). В мужской подвыборке различия между этими парами не достигли уровня значимости (все-таки мужчины иначе оценивают женскую красоту). Различия в парах «До»-«Во время» у мужчин, женщин и в общей выборке являются незначимыми.
Таким образом, описанные данные двух экспериментов согласуются с результатами предыдущего нашего исследования [2; 3].
В третьем исследовании мы затрагивали проблему влияния внешности (в частности, физической аттрактивности) на выбор спутника жизни. В этом исследовании мы проверяли гипотезу о том, что люди, состоящие в браке должны иметь некоторые черты сходства во внешнем облике, то есть быть внешне похожими друг на друга. Более конкретно, мы хотели получить ответ на вопрос – могут ли посторонние люди, рассматривающие перемешанные отдельные фотографии лиц супругов, решить «простую» задачу – найти те пары лиц, которые состоят в реальных супружеских отношениях. Выборка испытуемых состояла из 10 мужчин и 10 женщин (в возрасте от 19 до 32 лет). Испытуемым предъявлялось 28 фотографий лиц мужчин и женщин, примерно одинакового возраста, состоящих между собой в браках, длительность которых варьировала от 2 до 12 лет. Экспериментатор просил испытуемого составить из фотографий лиц мужчин и женщин пары, которые по мнению испытуемого состоят в браке.
Всего наши 20 испытуемых смогли правильно угадать супругов в 26 случаях, что составляет 9,3 % от общего количества решений или в среднем 1,3 правильных решений на индивидуальном уровне (min = 0, max = 3). В решении задачи угадывания супругов более успешны женщины (чем мужчины) и представители более старшей возрастной группы (чем более молодые студенты). Однако проверка значимости различий между половыми и возрастными группами по частоте правильного опознания существенных различий не обнаруживает. Для проверки главной гипотезы о том, что испытуемые в целом достигают такого уровня правильного опознания супружеских пар, который выше уровня чисто случайного угадывания, правомерно воспользоваться критерием χ2. Полученное в настоящее время эмпирическое значение этого критерия практически совпадает с критическим значением (для p<0,05), но имеющееся количество испытуемых явно недостаточно для окончательных и надежных выводов. Расчеты показывают, что необходимое для этого количество испытуемых должно быть порядка 70. Поэтому окончательные выводы пока рано делать и мы сохраняем надежду на то, что в итоге будет продемонстрировано, что на основании фотографий можно угадывать супружеские пары выше случайного уровня.
Литература1. Мещеряков Б.Г. Фэйс-символы как психологические орудия // Культурно-историческая психология, 2006, № 1.
2. Мещеряков Б.Г., Ющенкова Д.В. Глаза как предикторы воспринимаемой физической аттрактивности женских лиц // Культурно-историческая психология, 2006, № 1.
3. Ющенкова Д.В. Глаза как предикторы воспринимаемой физической аттрактивности женских лиц // Сборник тезисов XIII Межд. научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2006», Т.2, М., 2006.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
РейСРёРЅРі@Mail.ru
Создать форум

cron
Powered by Forumenko © 2006–2014
Русская поддержка phpBB