Московская высшая школа социальных и экономических наук

Образование, научная деятельность, магистратура
Текущее время: 28-03, 13:06

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 18-04, 19:20 
Не в сети

Зарегистрирован: 13-04, 19:04
Сообщения: 40
Баштанник Екатерина (Гуманитарный институт)

Прикладная и консультативная психология: теория и практика на современном этапе

Диагностика познавательных процессов и умственного развития детей младшего школьного возраста

Любые переходные периоды выдвигают специфические проблемы, которые требуют особого внимания школьного психолога. Не составляет исключения и переход учащихся 9-11 лет из начальной школы в среднюю. Изменившиеся условия учения предъявляют более высокие требования и к интеллектуальному и к личностному развитию, к степени сформированности у учащихся определенных учебных знаний, учебных действий, к уровню развития произвольности, способности к саморегуляции и т.п. В связи с этим особенно актуальным становится практика психолого-педагогического сопровождения учащихся при переходе в среднее звено школы.
Уровень развития учащихся далеко не одинаков, поэтому данный переходный период может сопровождаться появлением разного рода трудностей, возникающих у школьников. Для предупреждения возможных негативных явлений необходимо проведение школьным психологом специальной работы, одним из направлений которой является выявление потенциальной «группы риска», т.е. детей, чье дальнейшее обучение и воспитание связаны с существенными трудностями.
Психодиагностическое обследование учащихся – одно из основных направлений повседневной деятельности практического психолога в сфере образования. В процессе изучения различных источников, освещающих интересующую нас проблематику, мы столкнулись с тем, что психодиагностический арсенал практического психолога в данный период крайне беден, ненадежен и страдает отсутствием нормативов для оценки готовности к обучению в средней школе. В связи с этим, мной была подобрана батарея диагностических методик для определения уровня психологической готовности учащихся к обучению в средней школе.
Теоретический анализ проблемы психологической готовности к обучению в средней школе поставил также вопрос о недостаточности разработанности и освещенности этой проблемы. В связи с этим, целью исследования является определение факторов риска, проблемных моментов в адаптационный период, в чем нам видится новизна данной работы. Методы исследования: 1-теоретические методы: анализ и обобщение научной литературы по исследуемой проблеме;2- эмпирические методы: психодиагностические методы исследования интеллектуальной и личностной сферы учащихся 9 – 11 лет. Предмет - уровни развития познавательных процессов внимания, памяти, мышления, а также особенностей личностного развития. Объект - указанные характеристики психического и личностного развития детей 9 – 11 летнего возраста при переходе в среднее звено школы. Гипотеза исследования: определение факторов риска с помощью специально подобранной методики.
Основой для определения возрастных границ периода перехода в среднюю школу служит время обучения детей в начальных и средних классах. До недавнего времени в нашей стране младший школьный возраст охватывал период от 7 до 9-10 лет. Сейчас, в связи с переходом к обучению с шести лет и четырехлетней начальной школе, нижняя граница возраста соответственно сдвинулась, а верхняя осталась на том же уровне.
Усвоение новых знаний, новых представлений об окружающем мире перестраивает сложившиеся ранее у детей житейские понятия, а школьное обучение способствует развитию теоретического мышления в доступных учащимся этого возраста формах. Систематическое обучение выдвигает мышление в центр сознания ребенка (Л.С. Выготский), тем самым оно становится доминирующей функцией в младшем школьном возрасте. Благодаря этому интенсивно развиваются, перестраиваются сами мыслительные процессы и, с другой стороны, от интеллекта зависит развитие остальных психических функций.
В процессе обучения у младших школьников формируются научные понятия, оказывая крайне важное влияние на становление словесно-логического мышления. Овладение в процессе обучения системой научных понятий дает возможность говорить о развитии у младших школьников и подростков основ понятийного или теоретического мышления.
В начальной школе необходимо готовить детей к обучению в среднем звене, а значит необходимо развивать их логическую память. Приучая детей к запоминанию логически связанных значений, учитель способствует развитию их мышления. В процессе обучения в начальном звене школы “память ребенка становится мыслящей”. Непроизвольное внимание в период обучения ребенка в школе развивается.
Методы исследования.
Поскольку методов диагностики младших школьник очень большое количество, но нет единой методики, с помощью которой мы могли бы проводить эту диагностику, нами был специально разработан психодиагностический комплекс для отбора абитуриентов в 5 класс гимназии.
В этот комплекс вошли такие методики как:1- метод «Корректурной пробы» Бурдона – для проверки устойчивости внимания;2 - метод «Пиктограмма» для определения объема произвольного опосредованного запоминания;3 - методы для оценки логического мышления;4 - «рисунок человека» для оценки личностных особенностей;5 - «рассказ о человеке» для оценки творческого мышления.
Средний уровень развития всех вышеперечисленных параметров определяется, исходя из среднестатистического показателя детей 9-11 лет:
...
На основе вышеприведенной таблицы, мы видим следующее:
В заданиях, направленных на особенности развития познавательной сферы, а также творческим показателям - результаты ниже нормы по данной выборке.
Отдельно мы выделили показатели по личностным особенностям детей. Приведенные в таблице значения показывают, что проявление тревожности обнаруживается более чем у 1/3 детей.
Таким образом, мы можем выделить две потенциальные «группы риска»: в первую группу попадают дети, у которых показатели ниже нормы в развитии познавательной и творческой сферах. Во вторую группу, попадают дети, у которых показатели личностных особенностей не укладываются в понятие «нормы». Если у ребенка низкие показатели и в той, и в другой сфере, то он попадает в обе потенциальные «группы риска».
На основании результатов батареи вышеперечисленных методик даются рекомендации по зачислению в гимназию: рекомендован – дается абитуриентам, продемонстрировавшим на психологическом мониторинге высокий и средний уровень развития по всем указанным показателям; рекомендован условно – дается абитуриентам, показавшим средний и низкий уровень развития по всем указанным показателям; не рекомендован – дается абитуриентам с низким уровнем развития произвольности познавательных процессов, коммуникативной и личностной сферы, что значительно затруднит обучение ребенка в данной гимназии.
Те ученики, которые получили «рекомендован условно» и «не рекомендован» , но по тем или иным причинам все же поступили на обучение в гимназию, будут входить в потенциальную «группу риска».
Из всех учащихся, только 39% детей было рекомендовано для обучения в средних классах гимназии. 12% детей были даны рекомендации, но с небольшими сомнениями либо в личностной сфере, либо в познавательной. 38% детей имеют какие-то проблемы либо в личностной сфере, либо в познавательной, поэтому они находятся в сомнении и им было рекомендовано подобрать другое учебное заведение. А вот 11% детей и их родителям было настоятельно рекомендовано подобрать другое учебное заведение для дальнейшего обучения.
На основе полученных результатов, мы видим, что всего 51% детей из тех, кто поступал в средние классы, прошли подготовленное нами тестирование и были рекомендованы для обучения в средних классах гимназии. Причем, у тех детей, которые были рекомендованы по прохождению тестирования, оценивающего внимание, память и мышление, по итогам личностных методик имеют проблемы с самооценкой, тревожностью. Данные результаты говорят о том, что почти половина детей не готовы по тем или иным причинам к обучению в средней школе.
В связи с этим, нами были выделены следующие «группы риска» по адаптации: с учебными трудностями; личностными проблемами; коммуникативными проблемами.
В следующей работе, мной будет проведено исследование уже с учениками (данными) 5-х классов. С помощью специально подобранных методик, будет проведена диагностика и проверка - был ли успешен наш прогноз по рекомендациям учащихся и выявлении «группы риска», можно ли с помощью тех методов, которыми мы оценивали детей при поступлении в гимназию, «предсказать» их будущее обучение.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by Forumenko © 2006–2014
Русская поддержка phpBB