Московская высшая школа социальных и экономических наук http://msses.flybb.ru/ |
|
Сидоренкова Т. Влияние эмоционального выгорания педагогов... http://msses.flybb.ru/topic63.html |
Страница 1 из 1 |
Автор: | Мария [ 18-04, 19:24 ] |
Заголовок сообщения: | Сидоренкова Т. Влияние эмоционального выгорания педагогов... |
Сидоренкова Татьяна (Калужский государственный педагогический университет им. К.Э.Циолковского) Прикладная и консультативная психология: теория и практика на современном этапе Влияние эмоционального выгорания педагогов ДОУ на результаты труда На данном этапе развития государство уделяет много внимания сфере образования. Модернизация затрагивает практически все уровни системы образования. А что же происходит в данных условиях «изнутри», в рамках отдельно взятого образовательного учреждения, педагогического коллектива? Основываясь на опыте практического взаимодействия с педагогами, можно утверждать, что наиболее важными и наиболее тяжелыми характеристиками деятельности для воспитателей и преподавателей являются : жесткие временные рамки (занятие, учебный год); необходимость высокой эмоциональной включенности в деятельность; несоответствие получаемых результатов затраченным интеллектуальным, физическим и эмоциональным силам; жесткий контроль со стороны администрации; ответственность перед родителями и обществом в целом за результат своей деятельности; слабо профессиональное регулирование организационных моментов (нагрузка, расписание, моральное и материальное стимулирование). Приняв во внимание данные характеристики, мы задались целью изучить эмоциональное состояние и уровень профессиональной деформации педагогов дошкольных общеобразовательных учреждений, а также их влияние на результаты труда. В качестве основных аттестационно-педагогических измерительных материалов нами была использована методика В.В.Бойко «Диагностика уровня эмоционального выгорания», которая позволяет выявить наличие (или отсутствие) эмоционального выгорания; складывающиеся, сложившиеся и доминирующие симптомы; а также «сформированность» отдельных фаз эмоционального выгорания. Феномен эмоционального выгорания в наиболее полной мере определяется как состояние физического, эмоционального и умственного истощения. Он проявляется в профессиях типа «человек – человек» и включает в себя следующие основные составляющие: 1) эмоциональное истощение; 2) деперсонализация (тенденция развивать негативное отношение к человеку); 3) редукция профессиональных достижений. Эмоциональное выгорание представляет собой динамический процесс, который возникает поэтапно в полном соответствии с тремя стадиями стресса: Напряжение → Резистенция → Истощение Следует отметить, что генезис синдрома носит индивидуальный характер, определяемый различиями в эмоционально-мотивационной сфере, а также условиями, в которых протекает профессиональная деятельность человека. В проведенном нами исследовании приняли участие 5 педагогических коллективов дошкольных общеобразовательных учреждений г.Калуги и Калужской области. Всего 60 педагогов в возрасте от 19 до 65 лет с разным уровнем образования и стажем работы в сфере образования от 3 месяцев до 47 лет. Анализ результатов исследования по каждому учреждению (табл.) дает возможность говорить об актуальности и серьезности проблемы эмоционального выгорания среди педагогов дошкольных общеобразовательных учреждений. Распределение педагогических коллективов, участвовавших в исследовании, по уровню эмоционального выгорания Уровень эмоционального выгорания ДОУ №1 ДОУ №2 ДОУ №3 ДОУ №4 ДОУ №5 нет эмоционального выгорания 6,7% 25,0% 16,7% 44,4% 42,8% низкий уровень 6,7% 8,3% 0,0% 0,0% 0,0% средний уровень 60,0% 25,0% 72,2% 55,6% 28,6% высокий уровень 26,6% 41,7% 11,1% 0,0% 28,6% В целом по выборке получен следующий результат: у 80% педагогов обнаружен тот или иной уровень эмоционального выгорания. ... Параллельно была проведена оценка результатов труда педагогов, в качестве критерия использовался показатель качества образовательного процесса. Нами оценивался характер корреляции между показателем эмоционального выгорания и качеством образовательного процесса. Как критерий качества образовательного процесса использовалось среднее арифметическое между результатами диагностики детей, внешней экспертной оценки и самоанализа педагогов. По каждому образовательному учреждению получен отрицательный коэффициент корреляции между степенью эмоционального выгорания и качеством образовательного процесса. Значения линейного коэффициента меняются в пределах от -0.7 до -0.2. Приведя все оценки к единому значению математического ожидания, получаем среднее значение коэффициента корреляции для всей выборки на уровне ~ -0.32, т.е. можно говорить о том, что эмоциональное выгорание отрицательно влияет на качество образовательного процесса как результат труда педагогов. Эмоциональное выгорание обуславливается тремя видами причин: организационными, межличностными и индивидуальными. На сегодняшний день для нашего региона характерно действие всех трех видов причин, хотя организационные факторы учтены в наиболее полном объеме. Необходимо обратить внимание на межличностные факторы и индивидуальные особенности работников сферы образования. Ввиду этого, профилактику и преодоление эмоционального выгорания в рамках отдельно взятого образовательного учреждения имеет смысл вести на следующих уровнях: административных связей «начальник-подчиненный» (мотивирование, стимулирование, стиль руководства и т.п.); линейного взаимодействия «коллега-коллега» (межличностное взаимодействие); внутриличностном (мотивация, саморегуляция, личностный и профессиональный рост и др.). На каждом уровне приоритет личностных особенностей очевиден, поэтому логичным будет возложить обязанности по предупреждению и преодолению эмоционального выгорания на штатного педагога – психолога или социального педагога. В рамках данной деятельности должны осуществляться следующие направления: систематическая диагностика (ежегодно); психопросвещение (распространение знаний о причинах эмоционального выгорания, его последствиях, способах профилактики и снижения); профилактическая и коррекционная работа (организация эффективного взаимодействия «по горизонтали» и «по вертикали», обучение навыкам саморегуляции, тренинги личностного роста). Наиболее целесообразно начинать работу по предупреждению и преодолению эмоционального выгорания с просвещения, выбирая нетрадиционные методы взаимодействия, таким образом, мотивировав сотрудников к дальнейшей деятельности в данном направлении. |
Страница 1 из 1 | Часовой пояс: UTC + 3 часа |
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group http://www.phpbb.com/ |