Московская высшая школа социальных и экономических наук

Образование, научная деятельность, магистратура
Текущее время: 28-03, 20:23

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 18-04, 19:24 
Не в сети

Зарегистрирован: 13-04, 19:04
Сообщения: 40
Сидоренкова Татьяна (Калужский государственный педагогический университет им. К.Э.Циолковского)

Прикладная и консультативная психология: теория и практика на современном этапе

Влияние эмоционального выгорания педагогов ДОУ на результаты труда

На данном этапе развития государство уделяет много внимания сфере образования. Модернизация затрагивает практически все уровни системы образования. А что же происходит в данных условиях «изнутри», в рамках отдельно взятого образовательного учреждения, педагогического коллектива?
Основываясь на опыте практического взаимодействия с педагогами, можно утверждать, что наиболее важными и наиболее тяжелыми характеристиками деятельности для воспитателей и преподавателей являются : жесткие временные рамки (занятие, учебный год);
 необходимость высокой эмоциональной включенности в деятельность;
 несоответствие получаемых результатов затраченным интеллектуальным, физическим и эмоциональным силам;
 жесткий контроль со стороны администрации;
 ответственность перед родителями и обществом в целом за результат своей деятельности;
 слабо профессиональное регулирование организационных моментов (нагрузка, расписание, моральное и материальное стимулирование).
Приняв во внимание данные характеристики, мы задались целью изучить эмоциональное состояние и уровень профессиональной деформации педагогов дошкольных общеобразовательных учреждений, а также их влияние на результаты труда.
В качестве основных аттестационно-педагогических измерительных материалов нами была использована методика В.В.Бойко «Диагностика уровня эмоционального выгорания», которая позволяет выявить наличие (или отсутствие) эмоционального выгорания; складывающиеся, сложившиеся и доминирующие симптомы; а также «сформированность» отдельных фаз эмоционального выгорания.
Феномен эмоционального выгорания в наиболее полной мере определяется как состояние физического, эмоционального и умственного истощения. Он проявляется в профессиях типа «человек – человек» и включает в себя следующие основные составляющие:
1) эмоциональное истощение;
2) деперсонализация (тенденция развивать негативное отношение к человеку);
3) редукция профессиональных достижений.
Эмоциональное выгорание представляет собой динамический процесс, который возникает поэтапно в полном соответствии с тремя стадиями стресса:
Напряжение → Резистенция → Истощение
Следует отметить, что генезис синдрома носит индивидуальный характер, определяемый различиями в эмоционально-мотивационной сфере, а также условиями, в которых протекает профессиональная деятельность человека.
В проведенном нами исследовании приняли участие 5 педагогических коллективов дошкольных общеобразовательных учреждений г.Калуги и Калужской области. Всего 60 педагогов в возрасте от 19 до 65 лет с разным уровнем образования и стажем работы в сфере образования от 3 месяцев до 47 лет.
Анализ результатов исследования по каждому учреждению (табл.) дает возможность говорить об актуальности и серьезности проблемы эмоционального выгорания среди педагогов дошкольных общеобразовательных учреждений.
Распределение педагогических коллективов, участвовавших в исследовании, по уровню эмоционального выгорания
Уровень
эмоционального выгорания ДОУ №1 ДОУ №2 ДОУ №3 ДОУ №4 ДОУ №5
нет эмоционального выгорания 6,7% 25,0% 16,7% 44,4% 42,8%
низкий уровень 6,7% 8,3% 0,0% 0,0% 0,0%
средний уровень 60,0% 25,0% 72,2% 55,6% 28,6%
высокий уровень 26,6% 41,7% 11,1% 0,0% 28,6%

В целом по выборке получен следующий результат: у 80% педагогов обнаружен тот или иной уровень эмоционального выгорания.
...
Параллельно была проведена оценка результатов труда педагогов, в качестве критерия использовался показатель качества образовательного процесса. Нами оценивался характер корреляции между показателем эмоционального выгорания и качеством образовательного процесса. Как критерий качества образовательного процесса использовалось среднее арифметическое между результатами диагностики детей, внешней экспертной оценки и самоанализа педагогов.
По каждому образовательному учреждению получен отрицательный коэффициент корреляции между степенью эмоционального выгорания и качеством образовательного процесса. Значения линейного коэффициента меняются в пределах от -0.7 до -0.2. Приведя все оценки к единому значению математического ожидания, получаем среднее значение коэффициента корреляции для всей выборки на уровне ~ -0.32, т.е. можно говорить о том, что эмоциональное выгорание отрицательно влияет на качество образовательного процесса как результат труда педагогов.
Эмоциональное выгорание обуславливается тремя видами причин: организационными, межличностными и индивидуальными. На сегодняшний день для нашего региона характерно действие всех трех видов причин, хотя организационные факторы учтены в наиболее полном объеме. Необходимо обратить внимание на межличностные факторы и индивидуальные особенности работников сферы образования. Ввиду этого, профилактику и преодоление эмоционального выгорания в рамках отдельно взятого образовательного учреждения имеет смысл вести на следующих уровнях:
 административных связей «начальник-подчиненный» (мотивирование, стимулирование, стиль руководства и т.п.);
 линейного взаимодействия «коллега-коллега» (межличностное взаимодействие);
 внутриличностном (мотивация, саморегуляция, личностный и профессиональный рост и др.).
На каждом уровне приоритет личностных особенностей очевиден, поэтому логичным будет возложить обязанности по предупреждению и преодолению эмоционального выгорания на штатного педагога – психолога или социального педагога. В рамках данной деятельности должны осуществляться следующие направления:
 систематическая диагностика (ежегодно);
 психопросвещение (распространение знаний о причинах эмоционального выгорания, его последствиях, способах профилактики и снижения);
 профилактическая и коррекционная работа (организация эффективного взаимодействия «по горизонтали» и «по вертикали», обучение навыкам саморегуляции, тренинги личностного роста).
Наиболее целесообразно начинать работу по предупреждению и преодолению эмоционального выгорания с просвещения, выбирая нетрадиционные методы взаимодействия, таким образом, мотивировав сотрудников к дальнейшей деятельности в данном направлении.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by Forumenko © 2006–2014
Русская поддержка phpBB