Московская высшая школа социальных и экономических наук

Образование, научная деятельность, магистратура
Текущее время: 21-10, 00:38

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 19-04, 12:08 
Не в сети

Зарегистрирован: 18-04, 14:21
Сообщения: 9
Гаврилина Анастасия (Международный университет природы общества и человека «Дубна»)

Прикладная и консультативная психология: теория и практика на современном этапе (на базе факультета практической психологии)

Феноменологический анализ переживаний времени в «живой жизни»

О сложном и неоднозначном характере связи между восприятием времени, силой стресса и эмоциями свидетельствуют и результаты целенаправленного, но неформального, опроса около 30 человек, позволивший собрать небольшой массив жизненных наблюдений. Для поиска этого или этих факторов мы проводили краткие ретроспективные опросы разных людей. Респондентов просили описать конкретные ситуации, в которых, по их наблюдениям, имело место искажение времени. Если же испытуемый обходился формальным описанием, ему задавались уточняющие вопросы относительно переживавшихся эмоций и мыслей, личностного смысла данной ситуации. При этом если испытуемый сообщал о том, что время казалось остановившимся или, наоборот, быстро летящим, то проводилось уточнение, как в этих случаях соотносились субъективная и объективная оценка времени.
Всего было запротоколировано 48 наблюдений в разнообразных ситуациях. Среди них преобладали ситуации с переоценкой времени (33 из 48, т.е. почти 70%), в остальных случаях имела место недооценка времени. Кроме того, этот массив наблюдений легко делится на ситуации с позитивными и негативными эмоциями.
Таблица 1.
Распределение массива жизненных наблюдений по двум признакам:
тип временной ошибки и знак эмоции
Ошибка.Эмоции Переоценкавременного Недооценкавременного Всего
интервала интервала

+ 2 12 14
- 31 3 34
Всего 33 15 48












Анализируя приведенные ситуации можно заметить некоторые закономерности, свойственные ошибке временной оценки. Рассмотрим сначала более распространенные ситуации с переоценкой времени. Кстати, именно в этих ситуациях респонденты склонны были утверждать, что, по их по субъективным ощущениям, время «останавливалось». В то время как в ситуациях с недооценкой времени они часто говорили о том, что время пролетает незаметно.
Эти ситуации можно разделить на следующие группы: реальная угроза жизни, вред здоровью, скука, ожидание и неопределенность.
Рассмотрим подробнее группу «угроза для жизни» (N=11). Далее мы приводим описания респондентов ситуаций подобного рода и даем их анализ. (Поскольку комментарии и анализ подготовлены одним из авторов данной статьи, то в тексте мы сочли возможным иногда сохранить прямую речь.)
Я катался в горах на сноуборде. Трасса была очень сложная «черная» и наверх горы нас доставляли на вертолете. Всего каталось 5 человек. Я ехал крайним, налетел на камни и упал на острые выступы спиной. Без движения пролежал 55 минут, так как думал, что у меня сломан позвоночник. Рация из-за достаточной удаленности перестала работать и шансы, что меня скоро найдут и найдут ли вообще – уменьшались. Ситуация усугублялась плохими погодными условиями и очень низкой температурой. В тот момент я думал, что меня уже не найдут. По субъективным ощущениям я пролежал там полдня, прежде чем до меня добрались спасатели (25.04.2006).
В этой ситуации самым значимым является страх за свою жизнь, но стоит заметить, что он не является единственной эмоцией. Здесь также можно заметить ожидание, неопределенность, физическую боль, дискомфорт от понижения температуры, т.е. сложный «коктейль» из отрицательных эмоций. Странно было бы предполагать, что человек в данной ситуации испытывает положительные эмоции (например, любуясь красивым видом гор).
Рассмотрим ситуацию из парашютного спорта: отказ парашюта и момент перед раскрытием парашюта.
Отказ основного парашюта. С момента принятия решения об отцепке основного купола до момента наполнения запасного купола по субъективным ощущениям проходит 2 минуты. На самом же деле проходит 3 секунды. Время, как будто, медленно-медленно тянется, как кисель... Мыслей в голове очень много и совершенно на разные темы.... (21.09.2006).
Время иногда замирает в ситуациях, например, когда медузу бросаешь, сердце тук...тук...тук..., а над головой тишина. Заснять на пленку, там полсекунды, а когда слушаешь сердце и ждешь шум купола, съемка замедленной получается. Или когда выпрыгиваю из самолета и жду когда из беспорядочного падения меня потоком перевернет на живот (на животе - стабильное падение. – А.Г.) (24.10.2006).
В описанных ситуациях также присутствует страх угрозы для жизни. Что касается избирательности внимания, в этих ситуациях, человек думает в основном не об угрозе жизни, а о не связанных с ситуацией воспоминаниях. Некоторые люди описывают такие ситуации фразой «у меня вся моя жизнь пролетела перед глазами». При этом по эмоциональности эти ситуации относятся к отрицательным. Описанные ситуации характеризуются присутствием непосредственной угрозы и эмоции носят характер аффекта (по терминологии А.Н. Леонтьева). Стоит также обратить внимание и на ситуации, в которых нет прямой угрозы для жизни (собственно эмоции, по терминологии А.Н. Леонтьева). В них тоже время, по субъективному переживанию, растягивается. К таким ситуациям относятся, например, страх перед полетом, ожидание выхода парашютиста из самолета, преодоление трамплина на склоне.
Когда на лыжах, или доске (одинаково), разгоняешься как следует, выезжаешь на трамплин, и от момента отрыва, до момента приземления кажется, что кто-то нажал на паузу, и прокручивает запись покадрово. Лечу, а в голове - 128000 мыслей пролетают (19.10.2006)

Вторая группа ситуаций,в которых обнаруживается переоценка времени, связана с неопределенностью и ожиданием. К таким ситуациям относятся: ожидание оценки после защиты диплома, очередь в «Макдональдсе», когда попадаешь в обеденный перерыв в каком-либо учреждении, очередь у врача.
Когда делают пломбу, то надо нанести на зуб кислоту и подождать 30 секунд. Так вот эти несчастные 30 секунд тянутся как 1,5 минуты (09.10.2006)
Третья группа ситуаций при которой время «останавливается» – это когда чувствуешь скуку. К таким ситуациям относятся «формальные» совещания, каникулы в плохую погоду, когда болеешь и вынужден соблюдать постельный режим, автомобильная «пробка».
Новый год пришлось встречать в больнице, потому что 29 декабря мне сделали операцию. Все новогодние каникулы я провел в одноместной палате, напоминающей карцер. Было очень обидно, что это все случилось в праздники. Кажется, что я провел в больнице 2 месяца (09.01.2006)
В городе вообще время идет по-своему, причем есть разница между разными городами: Москва – время летит, неделя проходит как один день; во Владимире – раз в 5 медленнее; в Суздале – время вообще застывает на месте, потому что там совсем нечего делать (29.10.2006).
Обобщая приведенные выше ситуации, мы можем сделать вывод о том, что время «останавливается» при тревоге за жизнь и здоровье, при неопределенности и ожидании, при скуке, при печальных мыслях, при плохой погоде (ср. Аргайл, 2003). Эмоциональная окрашенность таких ситуаций имеет отрицательное значение. Однако наше внимание привлекли два наблюдения, в которых время растягивается при положительных эмоциях. Скорее, такие ситуации относятся к исключениям, например, поход в подземелье или пещеру. Обычно у спелеологов в пещерах, а также у испытателей в гермокамере и тюремных узников (см. обзорную статью О.В. Гордеевой, 2004), отмечались факты недооценки больших временных периодов, что вряд ли можно связать с эмоциями.
Подземелье Домодедово. Ходили с ребятами на выходные под землю. Света нет совсем, часов у меня не было, от интереса спать не хотелось. В результате, когда вышли на улицу, было ощущение, что прошла неделя (23.07.2006).
Очень сильно теряешь ход времени, находясь под землей. Несколько раз ходил в каменоломни, один раз пропустил последнюю электричку (13.10.2006).
Теперь рассмотрим ситуации «недооценки» временных интервалов. Их количество меньше, чем противоположных, вероятно, из-за того, что отрицательно окрашенные эмоциональные переживания, вопреки З. Фрейду, запоминаются сильнее, как считал, например, П.П. Блонский (о проблеме запоминания эмоционально окрашенных событий см.: Мещеряков, 2004).
Еще я в детстве так авиамодели делал ночами. Думаешь, ну, полчасика повозишься, вставать рано, а потом - полночи позади и возился бы еще и возился (04.01.07)
Когда приезжаешь на склон кататься на лыжах в 11 утра. Вроде бы не устал, весело тебе, перерывы на отдых не делаешь, смотришь на часы – а там уже 8 вечера… Потом полвечера сам на себя удивляешься, как так день незаметно пролетел (03.01.07)
Бывают также ситуации, когда ты поглощен работой, когда нужно успеть написать статью или отчет, но времени катастрофически не хватает, когда опаздываешь на важную встречу, а течение времени ускоряется еще сильнее. Тут уже не до положительных эмоций и хорошего настроения. Очевидно, что эту группу выделяет среди прочих фактор дефицита времени.
Встреча с научным руководителем назначена на 17 часов. До этого времени мне нужно написать одну главу. Муза, как назло, посещает за 1,5 часа до встречи, поток мыслей невозможно остановить, они начинают путаться, а времени совсем не хватает. Хочется остановить его, чтобы не забыть что-то записать, но оно убегает еще быстрее. Злюсь очень сильно и на себя, и на время…(28.12.2006)
Подводя итоги, мы бы хотели в подтверждение нашей гипотезы о том, что переживание и оценка временных интервалов зависит от характера эмоций, привести два примера из литературы. Во-первых, описание последних часов перед казней из романа Ф.М. Достоевского «Идиот».
"Еще долго, еще жить три улицы остается; вот эту проеду, потом еще та останется, потом еще та, где булочник направо... еще когда-то доедем до булочника!"
И, наконец, классический литературный пример с недооценкой времени (Н.В. Гоголь, «Шинель»), где, в отличие от предыдущего примера, дорога остается за границами сознания:
Надел Акакий Акакиевич новую шинель и пошел на службу в департамент «в самом праздничном расположении всех чувств. Он чувствовал всякий миг минуты, что на плечах его новая шинель, и несколько раз даже усмехнулся от внутреннего удовольствия. (…) Дороги он не приметил вовсе и очутился вдруг в департаменте».
Как и в наших наблюдениях, литературные описания сильно отличаются по детальности: более детализированы ситуации, в которых время переоценивается.
Если вернуться к данным, которые содержатся в таблице 1, то можно провести статистическую проверку гипотезы о наличии связи между знаком временной ошибки и знаком эмоции. Для этого удобно применить критерий χ2. Полученное значение этого критерия составило 27,1, что значительно превышает критическое значения даже для самого высокого уровня значимости (χ20,001= 10,83).


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  

cron
Powered by Forumenko © 2006–2014
Русская поддержка phpBB