Московская высшая школа социальных и экономических наук

Образование, научная деятельность, магистратура
Текущее время: 29-03, 16:10

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 19-04, 12:36 
Не в сети

Зарегистрирован: 18-04, 14:21
Сообщения: 9
Гузанова Татьяна (Московский Городской Психолого-педагогический Университет)

Прикладная и консультативная психология: теория и практика на современном этапе (на базе факультета практической психологии)

Проблема методического обеспечения психологического исследования школьных страхов в начальных классах.

Полноценное и всестороннее развитие эмоциональной сферы ребенка, особенно в начальных классах, является необходимым условием для сохранения психологического здоровья ученика. Такое развитие возможно при условии своевременной и точной диагностики эмоционального развития ребенка с самого первого дня обучения в школе. Особенно важна диагностика предпосылок возникновения или наличия школьных страхов.
Заметим, что в различных психологических теориях страх относят к разным классам эмоциональных явлений: к чувствам (Клаперед Э., Якобсон П.М.); к аффекту (Вильсон М.); к стрессу (Эллинс Р.); к психическим состояниям (Конюхов Н.И., Злобин А.Т.); либо рассматривают как способность психики (Вилюнас В.К., Хомская Е.Д.). Помимо того, выделяют множество оснований для классификации состояния страха - по предмету переживания, по объекту, интенсивности переживания, по происхождению, по характеру протекания, по типам и способам возникновения, по силе переживания (Захаров А.И., Гарбузов В.И., Вилюнас В.К.) и другие. Здесь мы будем придерживаться определения страха, данного Захаровым А.И. – аффективное отражение в сознании конкретной угрозы для жизни и благополучия человека. Школьные страхи мы определяем в широком смысле, – это страхи, связанные со школой.
Как правило, в исследованиях страхов школьные страхи или не упоминаются совсем, или рассматриваются только некоторые школьные страхи (Захаров, 2004, Ю.Щербатых, 2005, и др.), или школа выступает как фон (причина) других страхов (Риман Ф., 2005, и др.), или же выделяется какой-то избранный аспект рассмотрения школьных страхов (Петченко В.А., 1999). Нами не было найдено в психолого-педагогической литературе полного описания поля исследования, классификации школьных страхов. Анализируя психолого-педагогическую литературу, мы выяснили, что описание феномена школьных страхов в начальных классах было получено, в основном, путем наблюдения и анализа общих принципов психологического развития ребенка, что, по нашему мнению, усиливает необходимость подробного и содержательного эмпирического изучения школьных страхов. При этом, однако, обнаруживается еще одна, достаточно типичная для психологии проблема, а именно проблема метода (и, в частности, проблема выбора методов психологического изучения школьных страхов).В массовой психолого-педагогической практике школьные страхи предлагают изучать с помощью небольшого набора методик: теста школьной тревожности Филипса (Phillips), проективной методики Захарова «Нарисуй свой страх», теста детской тревожности Темпл Дорки и некоторых других, менее распространенных в школьной практике. Тест школьной тревожности Филипса первоначально предназначался для детей младшего подросткового возраста, но в последнее десятилетние его стали активно применять в школьной практике и для младшего школьного возраста.
Для проверки адекватности применения теста школьной тревожности Филипса для изучения школьных страхов, нами было проведено исследование школьных страхов учащихся четвертых классов гимназии г. Москвы.
Было обследовано 72 ученика. Результаты:
· Наиболее тревожащий фактор – ситуация проверки знаний (62%);
· На втором месте – страх самовыражения (50%).
Полученные в результате опроса данные частично подтверждаются данными наблюдений, экспертными оценками учителей, сведениями, полученными в беседах с родителями. Однако были выявлены и случаи несоответствия.
Выводы по адекватности применения теста школьной тревожности Филипса для исследования школьных страхов.
1. Тест школьной тревожности желательно применять только с четвертого класса в связи с трудностями понимания детьми формулировок вопросов.
2. Факторы включают в себя вопросы, относящиеся к школьной жизни, самочувствию ребенка в школьном коллективе, но при этом в наименовании фактора нет понятий, указывающих на это. Возможно, это было связано с особенностями перевода иностранной методики на русский язык. Для решения данного противоречия можно переименование некоторых факторов.
3. Тест позволяет собрать сведения об осознаваемых проблемах ребенка в школе, что может не совпадать с реальными проблемами ученика.
4. Проведение теста в классе в групповом виде может активизировать у учеников страх «не оказаться хуже одноклассников», присущий детям в начальных классах.
В целом, можно сделать вывод, что тест школьной тревожности в практике школьного психолога может дать основу для дальнейшей работы с ребенком, родителями, учителями. Но он не является средством полноценного изучения наличия школьных страхов учащихся начальных классов.
Опросные методы позволяют исследовать осознаваемые человеком особенности психики и поведения. Для получения более полных и достоверных сведений с помощью опросных методов необходим определенный уровень развития рефлексии у ребенка. К концу младшего школьного возраста рефлексия только начинает формироваться, поэтому для детей младшего школьного возраста было бы адекватней применить другие методы исследования: наблюдение, экспертные оценки учителей, анализ продуктов деятельности, беседы с родителями.
Таким образом, для исследования школьных страхов в начальных классах необходимо: во-первых, в понятийном и научном плане определить проблему изучения школьных страхов; во-вторых, создать на комплексную диагностику изучения школьных страхов в условиях начальной школы.
Литература:

1. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. – СПб., 2005. – 320 с.
2. Лебедева Л.Д. Учителю о детских страхах и методах их коррекции// Дидакт. – 2000. - №4. – С. 23-32.
3. Пейдж Э. Тревога и страх … как преодолевать: [Пер. с англ.]/ под общей редакцией В.Э. Пашковского. – СПб., 2003. – 109 с.
4. Петченко В.А. Школьные объективные страхи детей младшего школьного возраста: Автореф.дис. … канд.психол. наук: 19.00.07 / В.А.Петченко С-ПГУ. – СПб, 1999. 18 с.
5. Риман Ф. Основные формы страха: Исследование в области глубинной психологии. – М.., 2005. – 192 с.
6. Щербатых Ю.В. Психология страха: популярная энциклопедия. – М.: 2005. – 512с.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by Forumenko © 2006–2014
Русская поддержка phpBB