Московская высшая школа социальных и экономических наук
http://msses.flybb.ru/

Ванданова Э. Разработка проблемы психологии маргинальной ...
http://msses.flybb.ru/topic75.html
Страница 1 из 1

Автор:  Ксения Чернявская [ 19-04, 12:47 ]
Заголовок сообщения:  Ванданова Э. Разработка проблемы психологии маргинальной ...

Ванданова Эльмира (Академия социального управления)

Прикладная и консультативная психология: теория и практика на современном этапе (на базе факультета практической психологии)

Разработка проблемы психологии маргинальной личности.


В свое время, после второй мировой войны, Э. Эриксон создавая концепцию развития личности, главным моментом которой является представление о зрелости личности как идентичности, называл проблему ее изучения стратегическим исследованием для населения США, в связи с расовыми, этническими и социальными различиями, наплывом эмигрантов и проблемами коренных американцев.
На сегодняшний день наше общество столкнулось с подобными проблемами, которые стратегически, не менее важны для России. В первую очередь, это связано с демографической ситуацией в стране (сокращением численности населения) и возрастающим количеством вынужденных мигрантов из республик бывшего СССР в западной части страны и трудовых мигрантов из Китая – в восточной. Процессы, происходящие в современном Китае, возрастающий рост китайских трудовых мигрантов в восточные регионы России заставляют обратить более пристальное внимание на этнические процессы граничащих с Китаем регионов, и для которых пересечение различающихся культур «Восток» и «Запад» создает маргинальную ситуацию, способствующую развитию этнической вариативности личности.
Немаловажную роль в происходящих социальных процессах играет и может сыграть личность, а то какую именно роль, зависит не только от особенностей общества, но и от особенностей личности, в частности маргинальной личности.
Состояние научной разработанности проблемы характеризуется, с одной стороны, достаточно давней традицией, многообразием подходов и перспективными направлениями в изучении маргинальности как социального явления в американской и западноевропейской научной литературе (Р.Э.Парк, Э. Стоунквист, А. Антоновски, М. М. Гоулдберг, Э. Бёрджесс, В. Вордвелл, Т. Веблен, А. Коэн, Р. Мертон, Б.Ф.Скиннер, А.. Фарж), а с другой – достаточно небольшим количеством отечественных философских, политологических, культурологических и психологических работ методологического плана, (С.А.Арутюнов, Дробижева, Э.С.Маркарян, Е.Б.Рашковский, Е.Н.Стариков, Г.У. Солдатова). Существуют единицы исследований в области формирования и разработки концепции маргинальности применительно к условиям современной российской действительности. (И.И. Дмитрова, Т.Н. Камынина, И.П. Попова, Р.В. Бухаева, А.Б. Мулдашева).
В ходе теоретического анализа было выявлено, что научные представления о явлении маргинальности и маргинальной личности, в том числе, отраженные в философских, социологических, культурологических, этнографических и психологических работах определились в несколько концептуальных линий. Одна из них, рассматривает функции маргинальности в контексте:
во-первых, развития личности, где маргинальная личность представлена как результат самореализации, самоактуализации, индивидуации,
во-вторых, в контексте социальной ситуации развития, где представление о маргинальном человеке рассматривается в рамках дифференциации системы отношений личности с внешним миром (значимым другим, объектом, социумом). Понятие «маргинальная личность» выступает в одном синонимичном ряду с понятиями идентичность, маргинальный статус, маргинальное состояние и незавершенная социализация.
Наше исследование обращено к этногенезу бурят. Буряты - автохтонно проживающий этнос, населяющий Центральную Азию. В России буряты проживают в Бурятии, Читинской и Иркутской областях, в Китае – в эвенкийском аймаке, в Монголии – в восточном аймаке.
Историки отмечают, что одной из целей освоения Сибири было присоединение восточных центральноазиатских районов, в результате экономического и военно-политического распространения российских государственных интересов в Центральной Азии, Байкальский этнический регион и в последующие периоды времени имел важное стратегическое значение.
Исследователи этнических процессов происходящих в бурятском регионе отмечают следующие факты:
- в структуре ценностного сознания молодых людей в возрасте от 18 до 22 лет национальный фактор не имеет высокого уровня ценности, они стремятся идентифицироваться с более высоким уровнем этнонациональной социальной общности – россиянин ;
- этническое самосознание городских подростков является
маргинальным: оно несет в себе синкрет родовых и современных европейских ориентаций;
- автостереотип бурятских студентов имеет нейтрально-критическую окраску и приближается к гетеростереотипу русских, в оценочном отношении близок к позиции «чужого»;
- трансформации в мотивационно-смысловой сфере возникают у лиц, достигших зрелого возраста (30-50 лет), они испытывают разочарование в представителях своей этнической группы и ощущают себя «не совсем бурятами».
- наличие этнокультурной маргинальности у западных бурят, которая характеризуется объективной двойственностью внешних атрибутов этнокультуры (языка, традиций, стереотипов поведения и т.п.) и не сопровождается переживанием конфликта этнической идентичности.
Вместе с тем, маргинальная ситуация имеет разную степень выраженности, в зависимости от принадлежности разным субэтническим группам, обусловленным современным этногенезом бурят. Все сказанное выше, относится к прибайкальским бурятам, для забайкальских (Агинских) бурят, по нашим данным, автостереотип взрослых и подростков различаются: у подростков он характеризуется более позитивным самопринятием, чем у взрослых, во взаимодействии с представителями других этнических групп и при решении конфликтных ситуаций в инокультурной среде подростки приписывают себе меньшую агрессивность. В целом, этническая идентичность агинских бурят, по сравнению с другими этническими группами, устойчива и иногда демонстрируется в целях повышения своего статуса по отношению к другим группам.
В связи с вышесказанным, в консультативной практике следует учитывать пласт анализа, который позволяет выделять во-первых, различающиеся объекты анализа: маргинальная общность и маргинальная среда, маргинальная ситуация и маргинальный статус, маргинальная личность, во-вторых, различные типы маргинальности: культурную, социальной роли и структурную, процессуальную (processual) и сущностную (essential) маргинальность. Учитывая тот факт, что для большинства населения указанных регионов, психологическое сопровождение ограничено рамками образовательной среды, так как в школах имеются штатные психологи, необходимо чтобы психологи были ознакомлены с практическими методами и техниками, построенными с учетом культурно-исторической парадигмы.

Страница 1 из 1 Часовой пояс: UTC + 3 часа
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
http://www.phpbb.com/